Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Бондаренко Владимир Архипович (1866-1900) «Летний вечер». Конец XIX века. Холст, масло. Размер: 63,3х91,2 см.
Артикул: 23-14-1. Цена: 3 400 000 рублей
Имеется экспертное заключение Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).
Справа внизу подпись: «В. Бондаренко», выполнена кистью коричнево-черным пигментом по полусырому красочному слою.
Пейзажный мотив соотносится с кругом «тем» произведений В. Бондаренко. В разработке колористической гаммы, передаче свето-воздушной среды, композиционном решении определено сказывается влияние пейзажной живописи А.И. Куинджи, в классе которого в Академии художеств занимался Бондаренко. Свободное варьирование изобразительных приемов, совмещение тщательной, но лишенной «сухости», проработки первого плана и выразительной обобщенной моделировки дальнего плана, тонкая тональная разработка колорита за счет использования полулессировок, разнородная живописная фактура свидетельствуют о сложившимся индивидуальном «языке» художника и высокой профессиональной подготовке.
Произведение имеет антикварно-коллеционное и музейное значение.
Картина опубликована в выставочном каталоге под номером 46 с названием «Лето. Цветущие луга».
БОНДАРЕНКО Владимир Архипович (1866-1900)
Бондаренко Владимир Архипович — живописец, работал в бытовом, портретном и пейзажном
жанрах. Учился в Одесской рисовальной школе, Академии художеств у И.И. Шишкина
и А.И. Куинджи (с 1890 года). В 1897 году получил звание художника 3-й степени.
В 1890 году создал серию пейзажей Валаама и сцен из жизни монастырской братии.
С именем Бондаренко связана работа по созданию на Валааме художественной школы
рисования и живописи.
Немного интересного о художнике...
Бондаренко Владимир Архипович окончил одесскую рисовальную школу, затем, с 1890 года, учился в Академии художеств у И.И. Шишкина. Когда Шишкин ушел с преподавания, перешел в класс к А.И. Куинджи. Однако, по манере письма, остался верен Шишкину, и в 1897 году получил звание классного художника 3 степени. По Валааму имеется серия картин, созданных в 1890-е годы: «Пейзаж о. Валаама», «Валаамский монастырь» (мастерские монастыря — «Иконописная», «Столярная», «Кузнечная» и др.).
Вот так вспоминает ученик Куинджи Аркадий Рылов, наблюдавший за В.А.
Бондаренко во время учебы в Академии художеств: «Необычайно тихий и скромный
Бондаренко каждое лето проводил на острове Валааме в монастыре. Его этюды диких
лесов с камнями и мхом были до наивности добросовестно выписаны. Бондаренко
остался верен шишкинским традициям. Он показал нам две одинаковые картины
Валаамского леса с камнями и мхом. На одном холсте лес написан одним черным
тоном, на другом тот же лес в красках. Накануне годичного акта стали известны
результаты экзаменов.
Всем куинджистам присуждено звание «художник», кроме одного - Бондаренко.
Его слишком сухо написанный лес и мхи не понравились Совету. Но И.Е. Репин
нашел у Бондаренко интересный, своеобразный примитив и предложил ему поработать
год у него в мастерской. Через год Бондаренко привез с Валаама целый цикл
картин монастыря и получил звание».
С именем В.А. Бондаренко связана огромная и весьма плодотворная работа по
созданию на Валааме художественной школы рисования и живописи. Благодаря
обучению в этой школе жившие на Валааме одаренные художники получили
профессиональные знания (колорита и композиции и т.д.), что, несомненно,
сказалось на многочисленных росписях стен Валаамских храмов. Известно письмо
В.А. Бондаренко с Валаама в сентябре 1894 года Ивану Ивановичу Шишкину в этом
отношении чрезвычайно знаменательное: «Достоуважаемый Иван Иванович, простите
меня, что осмеливаюсь беспокоить Вас этим письмом, но случай такой подошел, что
необходимо было Вас беспокоить, так как в предстоящем деле необходимо будет Ваше
влияние. Дело в том, что здесь, в Валаамском монастыре, формируется школа
живописи, и нужен будет гипс для учащихся рисованию. Так вот, заведующий этой
школой монах отец Лука и податель сего письма покорнейше просят Вас похлопотать
у графа Ивана Ивановича Толстого, не могут ли хотя сколько-нибудь выдать из
Академии гипсу для этой Валаамской школы… Я ввек не забуду Вашей помощи». И
далее идут интересные рассуждения о творческом процессе художника и
взаимоотношениях ученика и учителя:
«Я пока еще не могу приехать, ибо кончаю большой этюд… с Божьей помощью
надеюсь окончить их, и 27 сентября надеюсь быть в Питере и явиться к Вам со
своими рисунками и этюдами на Ваш грозный суд. Признаться, по правде, и с
этюдами происходила та же борьба, всё то бледно, то черно выходит, так что иной
этюд переписывал несколько раз, и все-таки черно вышло. Лишь теперь, под осень,
как-то спокойно работается, а с тем вместе и начинаю познавать сущность той
музыки в природе, которая все прошлые годы лишь ошеломляла как бессознательное
существо. А сущность все та же, что и Вы нам постоянно твердили, учиться умению
передать характер предмета, отличительные особенности каждого предмета в
отдельности. Словом, наблюдая в природе, я начинаю понимать то, что Вы говорили
и чему учили, и мне остается только всегда благодарить Вас за наставления, что
помогли мне обратиться на свой путь, сделаться самим собой, сделаться тем, что
я есть, ибо, живя в мире и проходя все житейские бури, приходится впадать в
заблуждения, в крайности, хотя этому и надлежит быть, чтобы познать все добро и
зло, чтобы, зная это, стать твердой стопой на путь истины и действовать. Но,
слава богу, испытания проходят, и мне теперь остается лишь работать да работать
и сколько угодно лет ездить сюда на Валаам, чтобы выполнить ту мысль, чтобы
докончить начатое».