Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Кащенко О. «Охота на уток». 1917 год. Холст, масло. Размер: 60х120 см.
Артикул: 19-9-39. Цена: 600 000 рублей
Охотничья тема в русском искусстве
Любопытно, что русские живописцы, многие из которых были
охотниками, отдавали предпочтение мирному пейзажу, портрету, историческим или
религиозным сюжетам. Даже во время наибольшей популярности жанра (вторая
половина XIX – начало XX века) было написано не так много хороших картин, а
художников этого жанра не наберется и двух десятков. А спрос на «охотничью
тематику» был велик. Вот почему даже не очень хорошие картины находили своего
покупателя.
Охота — занятие по большей части мужское, а охотничьей
живописью интересовались мужчины, которые сами знали в охоте толк. Чтобы
заинтересовать их своими работами, художник должен был в совершенстве знать
анатомию изображаемых животных, разбираться в повадках диких зверей и способах
охоты на них. При оценке художественного произведения талант и мастерство
живописца едва ли играли главную роль, для него намного важнее было не
ошибиться в изображении профессиональных деталей того или иного вида охоты.
Имеющие хорошую репутацию мастера охотничьего жанра могли рассчитывать получить
заказ на изображение сцен с участием высокопоставленных особ (например, охоты
Александра II, в советское время подобным образом изображали Сталина,
Ворошилова и пр.). Распространены были и заказы портретных изображений любимых
животных.
Сегодня спрос на живопись охотничьего жанра велик и, как
следствие этого, все реже и реже в антикварных салонах можно встретить
действительно качественную живопись.
Дефицит русской охотничьей живописи на антикварном рынке
заполняют за счет картин западноевропейских художников, которых сохранилось
намного больше, а средний уровень живописи выше. Примечательно и то, что многие
«русские» мастера охотничьего жанра были иностранцами. Возможно, неприятие этой
темы нашими художниками связано с древними этическими традициями, восходящими к
мастерам иконописи. Они относились к своему ремеслу, как богоугодному делу. Для
них слова Достоевского, — «красота спасет мир», — имели почти сакральный смысл.
Поэтому в русской живописи мало сцен насилия и жестокости.
Чаще всего русские художники использовали охотничьи мотивы исключительно для оживления пейзажей, в которые вводились изображения диких животных или бредущих охотников с собаками. Таких работ много, создавали их как художники охотники (граф Муравьев, Похитонов, Маковский), так и пейзажисты (Клевер, Шишкин).