Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Клевер Юлий Юльевич (1850-1924) «Зимний пейзаж с путником». 1895 год. Фарфор, масло. Диаметр - 36,2 см.
Артикул: 17-6-9. Цена: 2 160 000 рублей
Произведение искусства находится в частной
коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
Имеется экспертное заключение Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.
Слева вверху по краю блюда: «Послъдный день маслъницы». Справа вверху по краю блюда: «Юлiй Клеверъ 16(?) февр. 1895».
Работа представляет собой результат одного из творческих экспериментов Ю.Ю. Клевера. У художника в конце 1880-х - 1890-е годы возник интерес к использованию основ, отличных от привычных для академической выучки грунтованных холстов. Известны его натюрморты на деревянной основе, пейзажи на зеркалах и кафельных плитках и фарфоре.
Похожее фарфоровое блюдо опубликовано в каталоге: «Антикварный мир. Отражение сути». Вестник антикварного рынка. №3. Апрель 2010. Специальный выпуск. Юлий Юльевич Клевер и вокруг Клевера. С. 107
Несмотря на необычный формат тондо и сложную основу в виде глазурованного белья, пейзаж сохраняет приметы творческой манеры Ю.Ю. Клевера. Пейзажист свободно выписывает один из вариантов своей композиции с изображением высоких деревьев, заснеженных домов и одинокого путника в формат круга. Плотная живопись с выразительным мазком будто ненамеренно оставляет просветы, в которые виден белый фарфор, играющий роль снега, задержавшегося на обнаженных ветвях. Колористическое решение пейзажа, несмотря на общий сближенный колорит с превалирующими оттенками серого, оживляется яркими пятнами оранжевого света из окна избушки и чернильно-синего зипуна путника. Характер построения красочного слоя свидетельствует о довольно коротком времени создания работы.
Надпись и подпись авторские, по начертанию сходны с автографами художника, несут следы его орфографии. Они нанесены по сухому живописному слою краской, участвующей в палитре пейзажа, и имеют общие с живописью утраты. Несмотря на отсутствие дарственной надписи, можно предположить, что блюдо носило подарочный характер.
«Зимний пейзаж с путником» 1895 года представляет несомненный коллекционный интерес как образец редкого и оригинального для Ю.Ю. Клевера жанра.
Юлий Юльевич Клевер (1850—1924)
Лев Абрамович Альперович «Портрет художника Ю.Ю. Клевера», 1907 год
Юлий Юльевич Клевер — русский художник немецкого
происхождения. Получил признание как пейзажист салонно-академического толка.
Академик Императорской Академии Художеств (1878). Классный художник первой
степени (1876). Профессор (1881).
Юлий Клевер родился 19 января 1850 года в Дерпте. Отец Юлия был магистром
химии и преподавал в Ветеринарном институте.
В 1868 году Клевер написал свою первую картину, копию картины Ахенбаха.
После обучения в гимназии и сдачи всех экзаменов Клевер поехал в Петербург.
Там, по настоянию родителей, он поступил в архитектурные классы Академии
художеств. Казалось, что годы его учебы в стенах академии длятся вечно.
Архитектура не увлекала юного художника.
Через год мучений Клевер обратился в совет Академии художеств с просьбой о
переводе его в пейзажный класс. Просьбу юноши удовлетворили. С 1870 года Юлий
Клевер стал учеником профессора пейзажной живописи С.М. Воробьева, а затем М.К.
Клодта.
Но академическое преподавание живописи тяготило художника. Занятия стали
скучны юноше, а теоретические курсы показались ненужными. И хотя энергичный,
талантливый Клевер получил за этюды с натуры малую и большую серебряные медали,
он снова принял решение об уходе из стен академии.
В 1874 году он организовал персональную выставку в Петербурге. Она прошла
на стендах Общества поощрения художеств. Выставка прошла успешно.
В 1875 году художник получил премию Общества поощрения художеств за картину
«Запущенный парк», в 1876 году за картину «Первый снег на вспаханном поле». В
1876 году Клевер на второй своей персональной выставке представил десять картин
и тридцать этюдов.
Все были восхищены упорством и талантом живописца Клевера. О нем говорили в
салонах, частных картинных галереях. Картину «Березовый лес» приобрел Александр
III. Это было очередной ступенью вверх для художника - покупка картины царем
мгновенно решила его судьбу. Ему, не кончившему академического курса, присвоили
звание классного художника первой степени.
В 1878 году Юлию Юльевичу было присвоено звание академика за картину
«Старый парк». Позже картину отправили на Международную выставку в Париж.
Художник буквально купался в лучах собственной славы. Академия художеств
присвоила Клеверу звание профессора за картину «Лесная глушь» и предоставила
ему в своем здании квартиру и мастерскую.
К тому времени художник уже был не один, в свою квартиру они переехали
вместе с молодой женой. В тридцать один год художник достиг всего, что в ту
эпоху было возможно для пейзажиста. Отныне для состоятельных людей считалось
дурным тоном не иметь картин Клевера.
Произведения Клевера знала и любила вся Россия. Пейзажи художника
пользовались широчайшей известностью. Репродукций с его картин раскупались по
всей стране.
К началу 1880-х годов Клевер вполне сложился как художник. Он не стремился
к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в
целом. Он с радостью рисовал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными
эффектами.
Несколько лет художник провел в Германии. Там у него проходили выставки.
Семья Клеверов вернулась в Россию в 1915 году. Художник философски воспринимал
бурные российские события, о прошлых днях вспоминал с улыбкой.
В последние годы Клевер жил в Петрограде, преподавал в художественном
училище. Продолжал писать до самой смерти. После революции 1917 года его, как и
других, поддерживало Общество художников имени А.И. Куинджи.
Умер Юлий Юльевич 4 декабря 1924 года. Похоронен на Смоленском
православном кладбище на Поперечной дорожке недалеко от реки Смоленки. В 1980
году, к юбилею художника, был установлен новый памятник, перенесённый с
бесхозного участка возле Смоленской церкви.