Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Кучумов В.Н. «Девушка у окна»

Кучумов Василий Никитич (Никитович) «Девушка у окна». 2-я четверть ХХ века. Картон, масло. Размер: 28,4х33,2 см.

Артикул: 17-67-5. Цена по запросу.

Имеется экспертное заключение Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря.

Справа в нижнем углу картины расположена подпись: «В. Кучумов», современная красочному слою. По характеру начертания аналогична известным автографам художника.

Картина сомнений в принадлежности кисти В.Н. Кучумова не вызывает. Авторской манере соответствуют мотив, характерная колористическая гамма, а также живописные приемы построения красочного слоя.

По состоянию художественных материалов (замес и прозрачность красочных паст), произведение может быть датировано 2-й четвертью ХХ века, В качестве основы использован картон с нижележащим красочным слоем.

Произведение выполнено в традициях «мирискуснического» историко-бытового жанра и представляет одну из основных тем в творчестве художника.

В качестве бесспорной работы В.Н. Кучумова, композиция «Девушка у окна» имеет коллекционное и антикварное значение.

Биографическая справка

Кучумов Василий Никитович (1888-1959) – ленинградский художник, декоратор, автор пейзажей и исторических картин, ярко и живописно раскрывший в своём творчестве темы Великой отечественной войны и блокады Ленинграда. Кучумов входил в художественное объединение «Цех», был постоянным участником различных российских выставок: «Товарищества независимых» (1911–1914), группы «Треугольник» (1908), «Петроградских художников» (1917, Москва), «Община художников» (1917, Ленинград), Общество им. А.И. Куинджи (1918–1929). С 1941 года Василий Никитович принимал участие в экспозициях, посвящённых войне, главная цель которых – поддержать боевой дух советских воинов и тех людей, кто работал в тылу.

В.Н. Кучумов родился в Петербурге в 1888 году, в 1916 году окончил Высшее художественное училище при АХ. За годы учёбы проявил себя как талантливый живописец. В 1911 году ему торжественно вручили вторую премию Академии за эскиз «Саломее приносят голову Иоанна Крестителя». В.Н. Кучумов с детства интересовался русской историей, его особенно привлекала Петровская эпоха, которой он посвятил дипломную работу «Пётр I осматривает статую Венеры в Летнем дворце». В.Н. Кучумов был увечен творчеством художников «Мира искусства», ему была близка неповторимая эстетика их произведений. Как художник исторического жанра он с большим трепетом и интересом относился к русской истории XVIII века, к традициям Петербурга. Эта тема заняла одну из важных страниц его творчества. Картины «Городской пейзаж» 1916 года или «Провинция» 1918 года, изображающие прогуливающихся дам в нарядах 1780-90-х годов, являются характерными работами этого периода. В.Н. Кучумов интересовался культурой русского быта. В его работах часто были представлены интерьеры купеческих, дворянских домов, парадные дворцовые залы и музейные экспозиции.

Творчество Василия Никитовича было многогранным, он очень плодотворно работал в разных жанрах. До войны он писал много живописных пейзажей и натюрмортов, которые он создавал во время путешествий по России.

Жизнь и творчество Василия Никитовича были связаны с родным городом, в котором он пережил самые тяжёлые военные годы, совершив подвиг художника-документалиста. Его жанровые картины и пейзажи пронизаны патриотическим духом. Художники блокадного Ленинграда знали, что одним из важных средств борьбы с врагом была их живопись. Кучумов, наряду с другими живописцами, много писал с натуры, изображая трагическую красоту города. Знаменитой стала его картина «Набережная Невы у Зимнего дворца», написанная в 1942 году. Василию Никитовичу удалось правдиво передать атмосферу, царившую в городе. Сумрак зимнего холодного вечера с едва проявляющимися красками заката выражен в напряженности цветовой палитры. Художник мастерски использует здесь градации серых тонов, достигая выразительности цветового решения. Другая его картина «Внутренний вид здания Русского музея» 1943 года, изображающая руины, заставляет зрителя глубоко сопереживать происходящему. В работе «Блокадный Ленинград» изображена набережная р. Мойки и беспомощно лежащая на снегу фигура человека. Всё тот же напряженный колорит, разлитый в безнадежном сумраке вечера, подчеркивает остроту трагедии.

Творчество В.Н. Кучумова занимает одну из важных страниц в истории русского и советского искусства. Его работы очень востребованы сегодня, имеют коллекционное и музейное, хранятся в государственных и частных собраниях в России и за рубежом, украшают картинные галереи и музейные экспозиции.