Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911) «Портрет Евгении Георгиевны Торопчаниновой», 1867 год. Холст, масло. Размер: 40,3х32,5 см.
Подпись и дата расположены в правой нижней части картины: "Гр Мясоедовъ 1867 годъ февр. 23". Имеют общие признаки старения с красочным слоем, не вызывают сомнений в подлинности. По начертанию находят аналогии с известными автографами Григория Григорьевича Мясоедова.
Произведение имеет музейное значение.
Имеется экспертное заключение ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ИМЕНИ АКАДЕМИКА И. Э. ГРАБАРЯ»
Стилистическое и технико-технологическое сравнение данной работы с музейными произведениями Г.Г. Мясоедова 1860-х гг. показало сходство в стилистических особенностях, индивидуальной манере фактуропостроения и проработке отдельных деталей.
На портрете, по провенансу семьи портретируемой, изображена Евгения Георгиевна Торопчанинова, родственница Елизаветы Михайловны Кривцовой, первой жены художника. В мае 1866 года Мясоедов преждевременно возвращается из пенсионерской поездки в Россию, где ему было необходимо уладить наследственные дела жены, и снова уезжает в Италию в апреле 1867 года. За это время, Мясоедов создает ряд камерных произведений, о чем пишет в письме к А.И. Сомону: «… я написал три портрета, из которых один очень удался, с молодой хорошенькой соседки и много эскизов и даже пейзажей". (Источник: Г.Г. Мясоедов. Письма. Документы. Воспоминания. М. 1972. С. 46.). Данный портрет, созданный в начале 1867 года, также, вероятнее всего, написан с модели из ближнего окружения художника.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Мясоедов, Григорий Григорьевич (1834-1911) выдающийся русский художник, исторический живописец, жанрист, пейзажист, портретист.
Родился в дворянской семье, в родовой усадьбе Паньково Новосильского уезда Тульской губернии. Первые художественные навыки получил в орловской гимназии под руководством И.А. Волкова (бывшего ученика Академии художеств). В 1853 году, не окончив гимназического курса, уехал в Санкт-Петербург. В 1853-1862 годах учился в Императорской Академии художеств (по классу исторической живописи, у профессоров Т.А. Неффа и А.Т. Маркова). Тогда же, серьезно увлекаясь музыкой, сблизился с композиторами "Могучей кучки": М.А. Балакиревым. А.Н. Серовым, ЦА. Кюи; посещал их кружок, В 1862 за картину "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе" удостоен большой золотой медали и звания классного художника 1-й степени. Получив право пенсионерской поездки за границу, весной 1863 г. уехал в Италию. Посетил Германию, Бельгию, Швейцарию. Работал во Флоренции (1864), Париже (1865), Испании (1866), Италии (1867-1869). В 1866 году возвратился в Россию, и до марта 1867 г. жил в Тульской, затем в Харьковской губернии. В 1867 году вновь уехал за границу. Посетив Всемирную выставку в Париже, поселился во Флоренции. По окончании пенсионерского срока возвратился в Россию. Жил в Москве, Санкт-Петербурге, в Крыму, а также в Тульской, Харьковской (а после приобретения в 1889 имения Павленки в Полтавской) губерниях. В 1870 году за картину "Заклинания" ("Из народных поверий") удостоен звания академика. Весной 1874 году посетил Вену, совершил путешествие в Италию. В 1876 выезжал в Сербию на театр военных действий русско-турецкой войны. Неоднократно совершал поездки по южным губерниям России. В 1891-1893 принимал активное участие в работе Комиссии по пересмотру устава Академии художеств. С 1893 действительный член ИАХ; занимался организацией художественного образования в провинции (в частности, в Казани, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону). В 1895 г. организовал рисовальные классы в Полтаве. В 1902 г. вышел из состава ИАХ, выразив несогласие с формальным подходом к обучению в Академии. С 1870 года член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, автор проекта первого устава Товарищества, член Правления (1872), член Совета ТПХВ (1898-1903).
В настоящее время произведения Григория Григорьевича Мясоедова представлены в крупнейших музейных собраниях России и стран бывшего СССР (в том числе Украины, Белоруссии, Казахстана).