Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Н.Х. «Моление о чаше»

Неизвестный художник «Моление о чаше». Российская Империя, вторая половина XIX века. Копия с картины Федора Антоновича Бруни (1801-1875). Холст, масло. Размер: 85х70 см.

Артикул: 20-42-1. Цена: 1 200 000 рублей

Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра, просим уточнять по телефону.

Евангельская сцена в Гефсиманском саду, расположенном у склона Елеонской горы, получила название «Моление о чаше», основываясь на ветхозаветном образе чаши как символе страданий и испытаний, выпадающих по воле Бога на долю народа или человека. «О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» - в словах молитвы Иисуса Христа и отчаяние, и надежда, и смирение перед волей Божией. Неумолимое приближение времени тяжелейших земных испытаний: гонений, предательства, презрения, душевных и физических мук - повергает душу Иисуса в смятение и ужас. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». (Евангелие от Луки; 22:39-44).

Сюжет моления говорит о двойственной природе Христа. Божественная сущность влекла Иисуса к жертвенности, повелевала принять страдания во имя спасения людей. Человеческая же находилась в страхе перед мученической смертью на кресте. Этот глубоко трагический, вызывающий сопереживание момент имел в истории искусства бесконечное множество интерпретаций. Традиционно он включал, с большей или меньшей степенью выявления подробностей, следующие характерные элементы: коленопреклоненный Христос, парящий ангел с чашей в руках, спящие у подножия холма трое учеников и идущие вдали римские стражники с Иудой. В эмоциональном состоянии Спасителя художники показывали растерянность и мольбы о помощи, страх и надежду, отчаяние и покорность судьбе. Трагическое одиночество – главная тема картины «Моление о чаше» Фёдора Антоновича Бруни (1801-1875), одного из крупнейших представителей русской академической школы первой половины XIX столетия. Его имя стоит рядом с именем великого Карла Брюллова, с которым он учился в Академии художеств. Гигантское полотно Бруни «Медный змий» (565 × 852 см; самая большая картина в русской исторической живописи!) и «Последний день Помпеи» Брюллова называли «колоссами русской живописи». Десятилетиями они висели рядом: сначала в залах императорского Зимнего дворца, потом – в экспозиции Русского музея. Наряду с «Медным змием» картина последней молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду были самыми популярными произведениями Бруни в дореволюционное время. Душевное смятение читается в идеально прекрасных чертах лица Иисуса Христа на картине «Моление о чаше». Ночная мгла поглотила все лишние подробности, отвлекающие от главного – горячей молитвы Спасителя, пытающегося обрести в ней силы. Его монументальная фигура, выделенная потоком света на фоне темного пейзажа, видится спокойной и величественной. Руки, безвольно положенные на камень, говорят о смирении. И только взор, полный отчаянной мольбы, выдает внутреннее волнение и страх. Но сияющая в небе чаша, терновый куст, вьющийся по камню позади Христа, и занимающаяся заря нового дня не дают надежды. Яркая выразительность образа сделала эту работу художника чрезвычайно популярной среди современников.

«Моление о чаше» неоднократно копировалось другими авторами, с картины были сделаны гравюры в альманахе «Утренняя заря». Повторял знаменитую композицию и сам Бруни. Вариант из собрания Радищевского музея был создан художником для алтаря церкви св. Екатерины Императорской Академии художеств, в стенах которой он получил блестящее образование и ректором которой он был течении нескольких лет.