Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Неврев Н.В. «Голова юноши»

Неврев Николай Васильевич (1830-1904) «Голова юноши», 1870-е годы. Холст, масло. Размер: 37,7х30,7 см. Этюд к картине «Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия ІІІ» 1875 г. из НХМ Республики Беларусь.


В качестве натурного этюда, характеризующего ряд особенностей творческой манеры Николая Васильевича Неврева 1870-х годов, работа «Голова юноши» имеет несомненное музейное значение.

Цена по запросу.

Имеется экспертное заключение ВСЕРОССИЙСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННОГО ЦЕНТРА ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Э. ГРАБАРЯ.


Подпись: отсутствует, что достаточно характерно для эталонных этюдов, эскизов и набросков Н.В. Неврева. Большинство известных на настоящий момент подобных произведений мастера, хранящихся в собраниях российских и зарубежных музеев (в том числе Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Республики Беларусь) либо вовсе не подписано автором, либо имеет лишь дарственные маркировки.

Особенности построения красочного слоя и индивидуальные признаки авторской манеры (нашедшие отражение, в том числе, в характере фактуры живописной поверхности), свидетельствуют об оригинальности данного произведения и подтверждают его принадлежность кисти академика живописи Николая Васильевича Неврева (1830-1904). Комплекс приёмов фактуропостроения, тип основы и состояние красочных материалов, использованных при создании работы, позволяют датировать её 1870-ми 1880-ми годами.

Характер изобразительного мотива и основополагающие особенности его художественного воплощения сближают данное произведение с рядом этюдов и живописных набросков, созданных Николаем Васильевичем Невревым в процессе работы над полотнами на сюжеты из отечественной истории XVII XVIII веков. Иллюстрации опубликованы в статье

"Неизвестные подготовительные этюды и эскизы Николая Неврева" Э.М. Бурцевой, и данная работа атрибутирована как этюд к картине "Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия ІІІ" 1875 года из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь.

Последовательный приверженец классического метода работы над картиной, Н.В. Неврев при создании своих масштабных многофигурных композиций много работал с натуры: писал лица, фигуры, костюмы: "снимал рисунки с древней мебели, икон, церковной утвари" (в частности, в залах Исторического музея). В то же время, в числе произведений художника, в разные годы экспонированных на выставках Товарищества передвижников и МОЛХ, не был выставлен ни один подобный этюд, эскиз или живописный набросок. В собраниях центральных российских музеев натурные этюды Неврева представлены лишь единичными образцами. Тем очевиднее значимость данной работы для изучения художественного метода Н.В. Неврева и создания более целостной картины его живописного наследия.

Неврев Николай Васильевич (1830-1904) - выдающийся русский художник, жанрист, портретист, исторический живописец. Академик живописи. Родился в Москве, в купеческой семье. Окончил Мещанское училище Московского купеческого общества. Первоначальные художественные навыки получил у своего отчима, учителя рисования Степанова. Некоторое время учился в Строгановском училище у А.П. Дитриха, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851-1855) у М.И. Скотти. В 1855 за картину "Домашняя крестьянская сцена" получил от ИАХ звание неклассного художника по живописи домашних сцен.

Писал на заказ портреты, лучшие из которых характеризуются образностью и глубоким психологизмом. За успехи в портретной живописи удостоен звания классного художника. Более сорока лет был дружен с П.М. Третьяковым и его семьёй.

В середине 1860-х гг. исполнил ряд жанровых произведений из русского быта: "Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах", "Воспитанница" и картину "Торг. Из недавнего прошлого", удостоенную первой премии Общества любителей художеств. (Ныне в собрании Третьяковской галереи).

Обратившись в 1870-е гг. к сюжетам из отечественной истории, создаёт полотна: "Роман Галицкий изгоняет папских послов", "Патриарх Никон перед судом", "Дмитрий Самозванец у Вишневецкого", "Представление Ксении Годуновой самозванцу", "Признание Лжедмитрия Сигизмундом ІІІ ", "Посол Иоанна Грозного смотрит для него в Англии невесту племянницу Елизаветы Марию", "Княжна Юсупова перед пострижением" etc. Большая часть перечисленных произведений хранятся в собраниях российских и зарубежных музеев.

Жил в Москве; в 1887 - 1890 годах преподавал в МУЖВЗ. В 1898 г. за известность на художественном поприще удостоен звания академика. Был тесно связан с семьей С.И. Мамонтова, с середины 1870-х входил в Абрамцевский художественный кружок. Написал ряд икон для церкви Спаса Нерукотворного в Абрамцево. С 1861 г. член Московского общества любителей художеств; с 1881 член Товарищества передвижников. С 1900 года художник жил уединенно в имении В.В. Лапандина Лысковшина Могилёвской губернии.

В настоящее время картины Н.В. Неврева представлены в ряде крупнейших музейных собраний России и стран бывшего СССР (в т.ч. в Третьяковской галерее, Русском музее, Саратовском художественном музее им. Радищева, Ставропольской краевой картинной галерее, Национальном ХМ Республики Беларусь).