Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Зотов Александр Александрович «Грешница» (копия с картины Генриха Ипполитовича Семирадского). Конец ХIХ века. Холст, масло. Размер: 71х107 см.
Артикул: 20-77-6. Цена: 525 000 рублей
Картина Генриха Семирадского «Грешница»
«Грешница» — крупноформатная картина польского и русского художника-академиста Генриха Семирадского, завершённая в 1873 году. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Размер: 250 × 499 см.
Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице,
описанной в Евангелии от Иоанна (в трёх синоптических Eвангелиях этот рассказ
отсутствует). В произведении Семирадского трактовка сюжета значительно
отличается от традиционного евангельского варианта, в котором женщина,
уличённая в прелюбодеянии, была насильно приведена к Христу фарисеями и
саддукеями (в Новом Завете часто используется выражение «фарисеи и книжники»);
согласно законам Моисея, грешница должна была быть побита камнями.
В отличие от Евангелия, трактовка темы, которой следует
Семирадский, по своему описанию близка к мотивам популярной в то время поэмы
Алексея Константиновича Толстого «Грешница», в которой падшая женщина,
развлекавшаяся в шумной компании праздных людей, преображается под воздействием
Христа. По-видимому, именно такой вариант, символизирующий нравственную победу
христианства над язычеством, и был предложен художнику заказчиком полотна —
великим князем Владимиром Александровичем. Тем не менее, хотя Семирадскому
нравились и сюжет, и мелодичность стихов Толстого, он не рассматривал своё
произведение как простую иллюстрацию к поэтическим строкам. Не планируя
собирать материал в Палестине, он полагал, что ему поможет его собственное
воображение, а также яркий свет итальянского солнца, который «насытит
пространство, выхватит из него одни фигуры и закроет другие».
Композиционно картина «Грешница» может быть разделена на две части. В левой части полотна изображён Христос вместе со своими последователями — все они одеты в скромные светлые одежды. Христос показан милостивым и всепрощающим, его образ символизирует красоту, гармонию и совершенство, в соответствии со строками Толстого: «Любовью к ближним пламенея, / Народ смиренью он учил, / Он все законы Моисея / Любви закону подчинил; / Не терпит гнева он, ни мщенья, / Он проповедует прощенье, / Велит за зло платить добром…». В правой части — куртизанка в нарядном шёлковом одеянии с большим количеством драгоценностей; позади неё — свита весёлых и хмельных мужчин и женщин. В поэме «Грешница» Алексей Толстой так описывал «блудницу молодую»: «Её причудливый наряд / Невольно привлекает взоры, / Её нескромные уборы / О грешной жизни говорят; / Но дева падшая прекрасна…». Следуя описанию Толстого, Г.И. Семирадский передаёт героине своей картины всю ту красоту и нарядность, которыми она наделена в поэме: «Её и серьги и запястья, / Звеня, к восторгам сладострастья, / К утехам пламенным зовут, / Алмазы блещут там и тут, / И, тень бросая на ланиты, / Во всем обилии красы, / Жемчужной нитью перевиты, / Падут роскошные власы…».
СЕМИРАДСКИЙ Генрих (Хенрык) Ипполитович (1843-1902)
Автопортрет 1876 года (не окончен)
Национальный музей, Краков
Родился в селе печенеги под Харьковом. После окончания Харьковского
университета поступил в Академию Художеств (1864-1971). Классный художник 1-й
степени. За годы учебы получил шесть серебряных и три золотые академические
медали. Пенсионер АХ в Мюнхене (1871 г.) и Риме (1872-1877 гг.). Там же и
преимущественно жил, сохраняя связь с Россией и Польшей. С 1873 года - академик
АХ, с 1877 года - профессор. С 1889 года - член совета АХ. С 1893 года -
действенный член АХ. Член Общества художников исторической живописи. Избран
членом академий в Берлине, Стокгольме, Турине и Париже. Для галереи Уффици
исполнил свой автопортрет. Умер в Риме.
Польский и русский живописец, представитель академизма. Автор многочисленных произведений на сюжеты из истории античности, раннего христианства, древней Руси, отличавшихся мастерством композиции и живописными эффектами. Один из самых блестящих салонных художников европейского класса последней трети XIX века. Награжден большой золотой медалью французского правительства и орденом Почетного легиона.
Источник: «Русские художники XVIII-ХХ веков». Справочник. Автор-составитель: Соловьёв В.Д. Издательство: «ЭКСПЕРТ-КЛУБ». 2005. Стр. 270-271.
ЗОТОВ Александр Александрович
Зотов Александр Александрович — художник конца ХIХ века. Вольноприходящий ученик Академии художеств. В 1856 году удостоен
звания неклассного художника по живописи исторической и портретной. Известен
картиной «Пимен и Лжедимитрий», выставленной на академической выставке в 1859
году и явившейся первою из картин на этот сюжет. Многие картины художника
репродуцировались на открытках конца ХIХ — начала ХХ вв.