Antoine-Denis Chaudet
Антуан Дени Шоде (1763 — 1810) — французский скульптор, ученик Стуфа.
Антуан-Дени Шоде (Antoine-Denis Chaudet, 1763-1810) создавал произведения в неоклассическом стиле. В 1784 году Шоде получил Римскую премию, которая дала ему возможность провести четыре года в Италии, изучая античное искусство, где он проникся духом неоклассицизма. Гипсовую модель бюста Шоде создал в 1799 году. Окончательная мраморная версия 1804 года пришлась по душе самому Наполеону, и этот бюст использовали как официальный портрет Императора Франции.
Луи-Жозеф Маршан, камердинер Наполеона в 1814-1821 гг., вспоминал в своих мемуарах: «Ни один из портретов Императора, за исключением работы Давида, которые я видел, не соответствовали реальности. В них присутствовала некая тяжесть, не характерная для Императора. Бюст работы Шоде, по-моему, наиболее удачное воплощение образа».
Работа передает психологический портрет Наполеона, именно человека, не правителя, человека сосредоточенного, несколько усталого, погруженного в раздумья. Фактура мрамора, мягкая, детальная обработка поверхности способствуют передачи образа, исполненного в традициях классики. Шоде создал бюст в манере римского скульптурного портрета, наподобие гермы - четырёхгранного столба, завершенный скульптурной головой, с отрезанными плечами. Бюст напоминает изображение Августа Цезаря, римского императора, с которым себя сравнивал Наполеон.
С 1805 году эту модель стали изготавливать из фарфора в трех размерах на мануфактуре в Севре.
В период между 1807 и 1809 гг. было исполнено не менее 1200 экземпляров, заказанных сестрой Наполеона в каррарских мастерских. Наполеон подарил своей сестре Элизе Бачиокке владение в Италии, включающее в себя территорию Апуанских Альп с месторождением каррарского мрамора. Элиза Бонапарт довольно много сделала для развития своих княжеств, она была деятельной и властной, проявила себя хорошим администратором, отстранила от дел мужа, твёрдой рукой взялась за экономику края, активно развивала не только строительство, но и культуру.
Этот бюст, вероятно, как и другие официальные изображения Императора, использовался для декорации интерьеров общественных зданий Франции. Большинство же бюстов были уничтожены после 1814 года, когда восстановилась монархия Бурбонов. Тем не менее, в музеях Франции (и не только), можно встретить такое изображение Наполеона.