Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Чайный прибор с цветочными композициями

Чайный прибор: чайник с крышкой, грелка и подставкаРоссийская империя, завод Миклашевского. Первая половина XIX века. Фарфор, надглазурная роспись, золочение.

Общая высота - 22,5 см. 

1. Чайник белый, с живописными цветами на тулове с двух сторон. Основание чайника завершается специальным выступом для вставки в грелку.

2. Грелка цилиндрической формы, белая, слегка расширяющаяся у основания и верхнего края, с живописными цветами на тулове с двух сторон.

3. Подставка круглая, невысокая, с круглыми сквозными отверстиями, аналогичными отверстиями в верхней части грелки.

Артикул: 21-123-13. Цена: 320 000 рублей

Подобный чайный прибор репродуцирован в двухтомнике Э.Б. Самецкой: «Фарфор завода А.М. Миклашевского». Издательство: «Интербук-бизнес», Москва, 2010 год. 1 том стр. 350; 2 том стр. 93 и находится в Государственном музее украинского народного декоративного искусства (Инв.№ФР-1691), поступившего из Киевского государственного музея украинского искусства в 1954 году.

 

 

МИКЛАШЕВСКИЙ Андрей Михайлович (1801-1895)


Андрей Михайлович Миклашевский - владелец усадьбы в селе Волокитино и основатель фарфорового завода. Официальной датой основания завода считается 1839 год. Безусловно, толчком к реализации проекта послужили два немаловажных фактора: наличие по близости месторождения лучшего в России каолина, позволяющего изготовлять фарфор высочайшего качества, и возможность использовать бесплатную рабочую силу-крепостных селян. Справедливости ради надо заметить, что к работе привлекались люди и по вольному найму, преимущественно из окрестных деревень, из «государственных крестьян и казаков» и даже «мастеровые московские».

Предприятие было построено по проекту двух французских архитекторов - братьев Франсуа и Огюста Дартов. Франсуа Дарт выступил главным организатором производства и стал первым директором завода. К тому же он прославился как знаток декорирования фарфора. Вероятно, именно этим обстоятельством объясняется несомненное влияние французского фарфора на продукцию завода Миклашевского. Огюст Дарт в большей степени специализировался в области технологии и имел тесные производственные связи не только во Франции, но и на заводе братьев Корниловых, Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. После Франсуа Дарта «старшим по фабрике» был назначен крепостной Миклашевского Федор Кириллович Петруня (Петрунин).

Из архивных документов известно, что ранее он учился «фарфорому делу» на фабрике под Москвой, и это обстоятельство не могло не сказаться на художественном облике продукции волокитинского завода. Особо следует подчеркнуть, что оба директора, Франсуа Дарт и Петруня, работали под постоянным контролем А.М. Миклашевского, следовательно, он принимал непосредственное участие в формировании общей художественной направленности производства. Изначально мануфактура создавалась как коммерческое, конкурентноспособное предприятие. Неслучайно, приняв участие в промышленной выставке в первый же год своего существования, завод А.М. Миклашевского получил большую серебряную медаль.

С самого начала функционирования предприятия его владелец ориентировался на продажу изделия не только «на месте», сколько в крупных городах и на ярмарках. В частности, Миклашевский имел собственные магазины в Санкт-Петербурге (на «Невской улице»), Киеве и Москве. Точные сведения о поставке волокитинского фарфора к императорскому двору пока отсутствуют. Также не сохранились конкретные свидетельства о продаже фарфора Миклашевского за границу (за исключением, пожалуй, Персии).

Период расцвета завода Миклашевского пришелся на 1840-е – первую половину 1850-х годов. За высокое техническое качество, разнообразие ассортимента, художественные достоинства и самобытность волокитинский фарфор на промышленной выставке 1849 года был награжден золотой медалью. Причины угасания волокитинского производства, наметившиеся уже к середине 1850-х годов, неоднозначны. Главным фактором стала отмена крепостного права в России, которая прямо коснулась и Малороссии. По дошедшим до наших дней воспоминаниям (пересказам) местных жителей, все работники в 1861 году, в «день воли», разом оставили на гончарных кругах незаконченную посуду и ушли с фабрики, чтобы уже никогда туда не возвратиться...

Будучи типичным крепостным предприятием, волокитинский завод не мог развиваться без использования бесплатного труда. Перестроить же производство на новой, капиталистической основе А.М. Миклашевский не сумел, и в 1862 году завод в Волокитине официально прекратил свое существование.

Источник: «Фарфор завода А.М. Миклашевского» Самецкая Э.Б., текст, составление каталога, 2010. Оформление. ЗАО «Интербук-бизнес», 2010. Стр. 12.