Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Чайный прибор: чайник с крышкой, грелка и подставка. Российская империя, завод Миклашевского. Первая половина XIX века. Фарфор, надглазурная роспись, золочение.
Общая высота - 22,5 см.
1. Чайник белый, с живописными цветами на тулове с двух сторон. Основание чайника завершается специальным выступом для вставки в грелку.
2. Грелка цилиндрической формы, белая, слегка расширяющаяся у основания и верхнего края, с живописными цветами на тулове с двух сторон.
3. Подставка круглая, невысокая, с круглыми сквозными отверстиями, аналогичными отверстиями в верхней части грелки.
Артикул: 21-123-13. Цена: 320 000 рублей
Подобный чайный прибор репродуцирован в двухтомнике Э.Б. Самецкой: «Фарфор завода А.М. Миклашевского». Издательство: «Интербук-бизнес», Москва, 2010 год. 1 том стр. 350; 2 том стр. 93 и находится в Государственном музее украинского народного декоративного искусства (Инв.№ФР-1691), поступившего из Киевского государственного музея украинского искусства в 1954 году.
МИКЛАШЕВСКИЙ Андрей Михайлович (1801-1895)
Андрей Михайлович
Миклашевский - владелец
усадьбы в селе Волокитино и основатель фарфорового завода. Официальной датой
основания завода считается 1839 год. Безусловно, толчком к реализации проекта
послужили два немаловажных фактора: наличие по близости месторождения лучшего в
России каолина, позволяющего изготовлять фарфор высочайшего качества, и
возможность использовать бесплатную рабочую силу-крепостных селян.
Справедливости ради надо заметить, что к работе привлекались люди и по вольному
найму, преимущественно из окрестных деревень, из «государственных крестьян и
казаков» и даже «мастеровые московские».
Предприятие
было построено по проекту двух французских архитекторов - братьев Франсуа и
Огюста Дартов. Франсуа Дарт выступил главным организатором производства и стал
первым директором завода. К тому же он прославился как знаток декорирования
фарфора. Вероятно, именно этим обстоятельством объясняется несомненное влияние
французского фарфора на продукцию завода Миклашевского. Огюст Дарт в большей
степени специализировался в области технологии и имел тесные производственные
связи не только во Франции, но и на заводе братьев Корниловых, Императорском
фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. После Франсуа Дарта «старшим по фабрике» был назначен
крепостной Миклашевского Федор Кириллович Петруня (Петрунин).
Из
архивных документов известно, что ранее он учился «фарфорому делу» на фабрике
под Москвой, и это обстоятельство не могло не сказаться на художественном
облике продукции волокитинского завода. Особо следует подчеркнуть, что оба
директора, Франсуа Дарт и Петруня, работали под постоянным контролем А.М.
Миклашевского, следовательно, он принимал непосредственное участие в
формировании общей художественной направленности производства. Изначально
мануфактура создавалась как коммерческое, конкурентноспособное предприятие.
Неслучайно, приняв участие в промышленной выставке в первый же год своего
существования, завод А.М. Миклашевского получил большую серебряную медаль.
С
самого начала функционирования предприятия его владелец ориентировался на
продажу изделия не только «на месте», сколько в крупных городах и на ярмарках.
В частности, Миклашевский имел собственные магазины в Санкт-Петербурге (на
«Невской улице»), Киеве и Москве. Точные сведения о поставке волокитинского
фарфора к императорскому двору пока отсутствуют. Также не сохранились
конкретные свидетельства о продаже фарфора Миклашевского за границу (за
исключением, пожалуй, Персии).
Период
расцвета завода Миклашевского пришелся на 1840-е – первую половину 1850-х
годов. За высокое техническое качество, разнообразие ассортимента,
художественные достоинства и самобытность волокитинский фарфор на промышленной
выставке 1849 года был награжден золотой медалью. Причины угасания
волокитинского производства, наметившиеся уже к середине 1850-х годов,
неоднозначны. Главным фактором стала отмена крепостного права в России, которая
прямо коснулась и Малороссии. По дошедшим до наших дней воспоминаниям
(пересказам) местных жителей, все работники в 1861 году, в «день воли», разом
оставили на гончарных кругах незаконченную посуду и ушли с фабрики, чтобы уже
никогда туда не возвратиться...
Будучи
типичным крепостным предприятием, волокитинский завод не мог развиваться без
использования бесплатного труда. Перестроить же производство на новой,
капиталистической основе А.М. Миклашевский не сумел, и в 1862 году завод в
Волокитине официально прекратил свое существование.
Источник: «Фарфор завода А.М. Миклашевского» Самецкая Э.Б., текст, составление каталога, 2010. Оформление. ЗАО «Интербук-бизнес», 2010. Стр. 12.