Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Чайный прибор: чайник с крышкой, грелка и подставка. Российская Империя, завод А.М. Миклашевского в с. Волокитино, первая половина XIX века. Фарфор, надглазурная роспись, золочение.
Общая высота - 22,5 см.
1. Чайник белый, с живописными цветами на тулове с двух сторон. Основание чайника завершается специальным выступом для вставки в грелку.
2. Грелка цилиндрической формы, белая, слегка расширяющаяся у основания и верхнего края, с живописными цветами на тулове с двух сторон.
3. Подставка круглая, невысокая, с круглыми сквозными отверстиями, аналогичными отверстиями в верхней части грелки.
Артикул: 21-123-13. Цена: 320 000 рублей
Подобный чайный прибор репродуцирован в двухтомнике Э.Б. Самецкой: «Фарфор завода А.М. Миклашевского». Издательство: «Интербук-бизнес», Москва, 2010 год. 1 том стр. 350; 2 том стр. 93 и находится в Государственном музее украинского народного декоративного искусства (Инв.№ФР-1691), поступившего из Киевского государственного музея украинского искусства в 1954 году.
МИКЛАШЕВСКИЙ Андрей Михайлович (1801-1895)
Андрей Михайлович
Миклашевский - владелец усадьбы в селе Волокитино и основатель фарфорового
завода. Официальной датой основания завода считается 1839 год. Безусловно,
толчком к реализации проекта послужили два немаловажных фактора: наличие по
близости месторождения лучшего в России каолина, позволяющего изготовлять
фарфор высочайшего качества, и возможность использовать бесплатную рабочую
силу-крепостных селян. Справедливости ради надо заметить, что к работе
привлекались люди и по вольному найму, преимущественно из окрестных деревень,
из «государственных крестьян и казаков» и даже «мастеровые московские».
Предприятие было
построено по проекту двух французских архитекторов - братьев Франсуа и Огюста
Дартов. Франсуа Дарт выступил главным организатором производства и стал первым
директором завода. К тому же он прославился как знаток декорирования фарфора.
Вероятно, именно этим обстоятельством объясняется несомненное влияние
французского фарфора на продукцию завода Миклашевского. Огюст Дарт в большей
степени специализировался в области технологии и имел тесные производственные
связи не только во Франции, но и на заводе братьев Корниловых, Императорском
фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. После Франсуа Дарта «старшим по фабрике»
был назначен крепостной Миклашевского Федор Кириллович Петруня (Петрунин).
Из архивных документов
известно, что ранее он учился «фарфорому делу» на фабрике под Москвой, и это
обстоятельство не могло не сказаться на художественном облике продукции
волокитинского завода. Особо следует подчеркнуть, что оба директора, Франсуа
Дарт и Петруня, работали под постоянным контролем А.М. Миклашевского,
следовательно, он принимал непосредственное участие в формировании общей
художественной направленности производства. Изначально мануфактура создавалась
как коммерческое, конкурентноспособное предприятие. Неслучайно, приняв участие
в промышленной выставке в первый же год своего существования, завод А.М.
Миклашевского получил большую серебряную медаль.
С самого начала
функционирования предприятия его владелец ориентировался на продажу изделия не
только «на месте», сколько в крупных городах и на ярмарках. В частности,
Миклашевский имел собственные магазины в Санкт-Петербурге (на «Невской улице»),
Киеве и Москве. Точные сведения о поставке волокитинского фарфора к
императорскому двору пока отсутствуют. Также не сохранились конкретные свидетельства
о продаже фарфора Миклашевского за границу (за исключением, пожалуй, Персии).
Период расцвета завода
Миклашевского пришелся на 1840-е – первую половину 1850-х годов. За высокое
техническое качество, разнообразие ассортимента, художественные достоинства и
самобытность волокитинский фарфор на промышленной выставке 1849 года был
награжден золотой медалью. Причины угасания волокитинского производства,
наметившиеся уже к середине 1850-х годов, неоднозначны. Главным фактором стала
отмена крепостного права в России, которая прямо коснулась и Малороссии. По
дошедшим до наших дней воспоминаниям (пересказам) местных жителей, все
работники в 1861 году, в «день воли», разом оставили на гончарных кругах
незаконченную посуду и ушли с фабрики, чтобы уже никогда туда не
возвратиться...
Будучи типичным
крепостным предприятием, волокитинский завод не мог развиваться без
использования бесплатного труда. Перестроить же производство на новой,
капиталистической основе А.М. Миклашевский не сумел, и в 1862 году завод в
Волокитине официально прекратил свое существование.
Источник: «Фарфор завода А.М. Миклашевского» Самецкая Э.Б., текст, составление каталога, 2010. Оформление. ЗАО «Интербук-бизнес», 2010. Стр. 12.