Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Чернильница «Медвежата». СССР, Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ), середина ХХ века. Скульптор: Е.И. Чарушин. Фарфор, роспись.
Высота - 13,5 см.
Артикул: 19-180-2. Цена: 7 500 рублей
Аналогичная чернильница опубликована в каталоге: «Советский Фарфор 1917-1919». Авторы: И. Пелинский, М. Сафонова. Издательский дом «Любимая книга». 2-е издание переработанное и дополненное. Москва, 2012 г. Стр. 486.
Аналогичная чернильница опубликована в каталоге: «Советский коллекционный фарфор. Гид-каталог». Составитель: С.Н. Белоглазов. Санкт-Петербург, ООО «Арт-СПб», 2015 г., с. 6.
Аналогичные чернильницы опубликованы в книге: «Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова 1944-2004», том 2. Автор: Петрова Н.С. Издательство «Глобал Вью». Издательская группа «Санкт-Петербург Оркестр». Санкт-Петербург, Москва, 2007 г., стр. 644.
ЧАРУШИН Евгений Иванович (29.10.1901 г., Вятка — 18.02.1965 г., Ленинград)
Анималист,
график, скульптор, писатель. Учился в 1922-1927 гг. в АХ у А.И. Савинова, А.А.
Рылова. Жил в Ленинграде. Сотрудник журналов «Мурзилка» (с 1924 г.), «Ёж»
(1928-1935 гг.), «Чиж» (1930-1941 гг.). Произведения: иллюстрации к книгам
«Мурзик» В.В Бианки (1928 г.), «Зверь бурундук» М.М. Пришвина (1935 г.), «Детки
в клетке» С.Я. Маршака (1935 г.), к собственным книгам — «Волчишко и
другие» (1931 г.), «Никитка и его друзья» (1938, 1959 гг.), «Медвежата» (1944
г.), «Про Томку» (1957 г.), «Почему Тюпа не ловит птиц» (1961 г.); скульптуры в
фарфоре — «Козленок Васенька» (1945 г.), «Куничка» (1947 г.), «Олененок» (1948
г.). Некоторые книги Е.И. Чарушина переведены на 16 языков. В 1946 году был
удостоен звания «Заслуженный деятель искусств». Награды: медаль «За доблестный
труд». Проведения находятся в ГЭ, ГРМ, в других музеях и частных собраниях в
России и за рубежом.
Источник: «Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова 1944-2004», том 2. Автор: Петрова Н.С. Издательство «Глобал Вью». Издательская группа «Санкт-Петербург Оркестр». Санкт-Петербург, Москва, 2007 г., стр. 887.
МЕДВЕДЬ
Медведь — символ добродушия и ярости, богатырской силы и
неуклюжести, лени и нежных материнских чувств, обжорства и аскетизма (хотя и
невольного: всю зиму спит без всякой пищи, «сосет лапу»). Медведь олицетворяет
непредсказуемость, дурной нрав, зло, грубость, жадность, греховность, дьявола,
а также жестокую примитивную силу. Знак воинов в Северной Европе и Азии.
Кроме того, медведь — символ Луны и воскресения (возможно, из-за
того, что он впадает в зимнюю спячку). К. Юнг считает, что медведь
символизирует темные стороны подсознания.
У североамериканских народов медведь — царь зверей. Это самый
сильный зверь северных лесов. К медведю здесь относятся с уважением и
почитанием. Тотемное животное многих северных народов, он служит символом связи
между небом и землей. Созвездия Большой и Малой Медведиц — символы северного
неба.
Медведь — одно из животных, связанных с ликантропией
(оборотничеством). Человек-медведь, сын медведя и женщины — распространенный
персонаж фольклора разных стран. Его называют Хозяином, Косматым, Дремучим,
Грязным — сотней имен, но «медведем» — истинным именем — называют редко, чтобы
не потревожить духа грозного зверя.
До недавних пор на Алтае и Крайнем Севере сохранились «медвежьи
праздники», для которых ловили медведей, откармливали их, а потом ритуально
умерщвляли (специальными стрелами или удушением), после чего устраивали пир.
Дух медведя торжественно провожали, ему пели песни, а части тела убитого зверя
(зубы, кости, шкуру, когти, лапы, уши) использовали как амулеты. Шаманы
используют маску медведя для вступления в контакт с лесными духами. Черный
медведь является символом инфернальных (адских) сил.
Медведь считается одним из воплощений бога Одина в Скандинавии,
неистовый воин Берсеркерс носил медвежью шкуру, как и древнегреческая
богиня-охотница Артемида (девственные жрицы ее храма носили костюмы медведя).
Медведь связан со многими воинственными божествами, включая древнегерманского
Тора и кельтского Артио из Берна (швейцарский город, буквально — «медведь»). В
христианской и исламской традициях медведь представляется как темная, жестокая,
похотливая, жадная и мстительная сила. В западном искусстве медведь
олицетворяет грех чревоугодия. Можно привести следующие библейские упоминания
медведя: Давид сражается с медведем; в одном из мест Библии описаны лохматые
медвежата, облизываемые матерью, ставшие символом язычников, нуждающихся в
духовной опеке Церкви; как символ божественного возмездия медведица упоминается
в сказании о пророке Елисее. В книге пророка Даниила медведь символизирует
персидское царство, а также подкуп.
Католики считают, что, поскольку медведь рождается бесформенным
клубком и медведица его долго вылизывает, чтобы «привести в форму», медведь
символизирует христианство, которое отвращает людей от язычества. В Китае
медведь — знак мужской отваги, а появление медведей в сновидениях считается
предзнаменованием рождения сыновей. Медведь (особенно медведица) также
встречается как символ материнской силы, заботы, теплоты. Для северояпонских
айну и индейцев-алгонкинов в Северной Америке медведь отождествляется с родовой
(тотемной) фигурой. У североамериканских индейцев медведь также является
символом силы. Многие индейцы считают медведя тотемом (или знаком) целителя. В
алхимии медведь стал символом первоначального состояния вещества, хаоса, который
алхимическая наука призвана привести в упорядоченное состояние.
Медведь часто встречается в геральдике, символизируя те же
качества, что и лев: смелость, мужество, величие. Кроме того, медведь,
поскольку предвидит погоду и умеет вовремя спрятаться в логове, выражает в
геральдике предусмотрительность. Считается проходящим, если идет; поднявшимся,
если стоит на задних лапах. На гербах городов медведь с ошейником — символ
усмиренного христианством язычества. Особенно часто присутствует на гербах
немецких городов. На печати штата Калифорния медведь гризли символизирует
решимость.