Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фигура «Крыса и мышь» по басне И.А. Крылова. СССР, ЛФЗ, 1950-е годы. Модель: Б.Я. Воробьёв. Фарфор, роспись.
Высота - 10,6 см.
Аналогичная фигура опубликована в каталоге: «Советский Фарфор 1917-1919». Авторы: И. Пелинский, М. Сафонова. Издательский дом «Любимая книга». 2-е издание переработанное и дополненное. Москва, 2012 г. Стр. 481.
Аналогичная фигура опубликована в каталоге: «Советский коллекционный фарфор. Гид-каталог». Составитель: С.Н. Белоглазов. Санкт-Петербург, ООО «Арт-СПб», 2015 г., с. 9.
И.А. Крылов «МЫШЬ И КРЫСА», 1816 год
«Соседка, слышала ль ты добрую молву?»
Вбежавши, Крысе Мышь сказала: —
«Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» —
«Не радуйся, мой свет»,
Ей Крыса говорит в ответ:
«И не надейся попустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То, верно, льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
ВОРОБЬЁВ Борис (Исай) Яковлевич (06.11.1911 г., Томск - 25.04.1990 г., Ленинград)
Борис (Исай) Яковлевич Воробьёв, сменив в юности много профессий от школьного учителя до воздушного гимнаста в цирке, в 1932 году поступил в Московский архитектурный институт. Но тяга к природе и миру животных, возникшая в юности, соединившись со стремлением заниматься творчеством, вскоре привела его к увлечению анималистической скульптурой, которой он начал заниматься под руководством выдающегося московского художника-анималиста В.А. Ватагина. В 1936 году Воробьёв оставил Москву и поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии Художеств в Ленинграде. В это же время началась его работа на знаменитом Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ), с которым он был связан долгие годы. Заканчивая Академию, Воробьёв первым в её многолетней истории осмелился нарушить непреложную традицию, в 1946 году представив и защитив в качестве дипломной работы не изображение человека, а вырезанную из дерева скульптуру волчицы. Он не только выдержал борьбу с многочисленными апологетами соцреализма - противниками анималистики, но и приобрел достойных сторонников. Это событие стало знаковым в истории советского искусства: с тех пор доступ «зверю» на официальные, а в те годы единственно возможные для художника выставки, был открыт.
Однако работы Б.Я. Воробьёва выбивались из общего помпезного ряда «орденоносной бронзы». Он изображал гордых, свободолюбивых животных: полных достоинства тигров и медведей, беркутов и барсов, пантер, сознательно отказавшись от воспевания «образа советского человека» и его «усатых и бородатых» вождей. В 50-е годы Воробьёв стал признанным мастером, участником многих российских и зарубежных выставок (серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, в 1959 году - в Остенде, Бельгия, и других), а его работы начали приобретать крупнейшие музеи. Однако всю свою жизнь он был вольнодумцем, отстаивавшим собственную независимость и презиравшим конформизм и коньюктуру в искусстве. Имя Воробьёва для любого исследователя искусства прежде всего ассоциируется с авторством превосходного по пластике и выразительности стали анималистического фарфора. Растиражированные на ЛФЗ, эти работы, выпускаемые до сих пор, стали определенной маркой завода и разошлись не только в России, но и по всему миру, где едва ли найдётся коллекция фарфора, в которой не была бы представлена пластика Воробьёва.
Помимо анималистики, широкую известность приобрели фарфоровые статуэтки Воробьёва, иллюстрирующие произведения Н.В. Гоголя. Взаимоотношения Воробьёва с администрацией ЛФЗ были сложными. Драма художника, работающего на советском фарфором заводе, была в том, что промышленному плановому производству не были нужны неспешно создаваемые произведения высокого художественного уровня, а требовался, возможно, более широкий ассортимент фарфоровых штампов, отвечающих массовым вкусам обывателя. Художник, превращенный в крепостного, пытался спасти честь подлинной «фарфоровой скульптуры» перед тиражным «изделием из фарфора», а его авторское имя подменялось обезличивающим клеймом завода. В 1972 году Борис Воробьёв, наконец, расстался с ЛФЗ, мечтая воплотить давно задуманные композиции в других материалах, прежде всего в любимом им дереве. За несколько лет он создал целый ряд значительных станковых произведений, большая часть которых теперь украшает коллекцию Дарвиновского музея в Москве.
Творческой наследие Воробьёва включает не только анималистку. Оно поражает разнообразием жанров и диапазоном используемых скульптурных материалов, в работе над каждым из которых он добивался высоких результатов: от дерева и камня до литого стекла, от камерных фарфора и майолики до монументальной бронзы (статуя Лось в Мончегорске). Получили известность скульптурные портреты Александра Блока, чтеца Антона Шварца, певца Ефрема Флакса, ученого-химика, академика А.Ф. Добрянского, признанная критиками выдающейся стеклянная «Кореянка», безмолвно-скорбные деревянные старики, скульптурные иллюстрированные иллюстрации к А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Н.В. Гоголю, А.П. Чехову, большая серия камерных скульптурных карикатур различных деятелей российской культуры - современников автора, обнаженные модели и другие его работы. Главной темой его творчества, однако, всегда оставалась анималистика. К сожалению, многим планам Воробьёва не суждено было сбыться. Его неукротимой, мятежный характер, во многом схожий с чертами его величественных и грозных моделей, не смог уберечь его от тяжёлых конфликтов и переживаний, он был очень ранимым и чувствительным человеком. В 1980 году Воробьёва настигла тяжёлая болезнь, лишившая его возможности самостоятельно двигаться, говорить и писать. В течение долгих и мучительных последних 10 лет жизни он мужественно сопротивлялся болезни, пытался рисовать и резать по дереву левой рукой. Эти последние работы, хранящиеся у его близких, являют собой своеобразный памятник его мужеству, подводя итог жизни этого удивительного, талантливого, яркого и сильного человека.