Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фигура «Медведь на воеводстве» по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина. СССР, ЛЗФИ (ГИКИ, ЛОЗ), 1955 год. Скульптор: Н.Е. Муратов. Фарфор, роспись. Без клейма. Цифра «23» в тесте.
Высота - 24,5 см. Профессиональная реставрация хвоста сороки.
Артикул: 20-117-14. Цена: 7 500 рублей
Аналогичная фигура опубликована в каталоге: «Советский Фарфор 1917-1919». Авторы: И. Пелинский, М. Сафонова. Издательский дом «Любимая книга». 2-е издание переработанное и дополненное. Москва, 2012 г. Стр. 469.
Аналогичная фигура опубликована в книге: «Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова 1944-2004», том 2. Автор: Петрова Н.С. Издательство «Глобал Вью». Издательская группа «Санкт-Петербург Оркестр». Санкт-Петербург, Москва, 2007 г., стр. 209.
Аналогичная фигура опубликована в каталоге: «Советский коллекционный фарфор. Гид-каталог». Составитель: С.Н. Белоглазов. Санкт-Петербург, ООО «Арт-СПб», 2015 г., с. 96.
МУРАТОВ Николай Евгеньевич (4 декабря 1908 г., Забайкальская область – 1992 г., Санкт-Петербург)
Муратов Николай Евгеньевич – советский скульптор. В 1931 году
Муратов окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум и сразу же
включился в активную работу как художник-сатирик в журналах «Резец», «Юный
пролетарий», «Чиж», «Пушка», «Бегемот», газетах «Смена», «Литературный
Ленинград», «Ленинские искры», созданном в Ленинграде Детском государственном
издательстве. Рисунки Н.Е. Муратова для детей отличаются веселым духом и
изобретательностью, которые были высоко оценены и юными читателями, и лучшими
художниками детской книги ленинградской школы, такими как Н. Тырса, Ю.
Васнецов, В. Курдов, Е. Чарушин, ведь к этой работе они его и привлекли. В
газетной и журнальной графике Н. Муратов продолжил в выразительной и острой
форме традиции своих старших современников, художников Н. Радлова, Б.
Малаховского, Б. Антоновского.
В 1938 году Муратов уже сформировавшимся художником был принят в
Ленинградскую организацию союза советских художников (ЛОССХ). В 1939 году
художник стал одним из основателей и ярких авторов нового творческого
объединения ленинградских художников «Боевой карандаш», сыгравшего
выдающуюся роль в годы Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда, его
героической защиты от немецких захватчиков. Плакаты, созданные Н.Е. Муратовым и
его товарищами по объединению, представляют собой уникальное явление советского
искусства.
Сатирический дар мастера проявился и в скульптуре, и в дружеских шаржах на
многих известных писателей, поэтов, и, конечно, друзей по творческому цеху. В
послевоенные годы художник создал настоящие шедевры сатирического рисунка,
обратившись к произведениям выдающегося писателя-сатирика ХIХ века М.Е. Салтыкова-Щедрина. В своих фантастических рисунках к его сказкам в образах
людей и животных он метко передал самобытные черты русской жизни, самодурства
власти, чиновничьего чванства, дикости и произвола помещиков, терпения и
смекалки простого мужика.
Как скульптор-фарфорист работал эпизодически. В разные годы выполнил ряд
работ по заказу Государственного фарфорового завода. В 1928 году выполнил свою
первую композицию «Туркменская прачка». Основной период его работы над
анималистической скульптурой приходится на начало 50-х годов. Изображение
животных явилось несколько неожиданным поворотом в творчестве Муратова. Хотя от
иллюстратора щедринских сказок и крыловских басен можно было бы ждать, что его
мастерство анималиста так же послужит задачам сатиры, как и его иллюстрации,
что созданные им изображения зверей будут олицетворять человеческие характеры и
страсти. Однако за немногими исключениями, вроде превосходного
фарфорового «Медведя на воеводстве» (1955 год), скульптура Н.Е.
Муратова ставит перед собой совершенно иные цели.
В ней нет ни оттенка иронии, ни стремления «очеловечить» образ. Лирическое
чувство художника непосредственно направлено на живую природу. Звери интересны
Н.Е. Муратову сами по себе, независимо от каких-либо социальных или
литературных ассоциаций. Художник с трепетной эмоциональностью воссоздает в
своих статуэтках облик и повадки лисицы, белки, козленка и маленького тигра,
простую и естественную грацию кошки, щенка или обезьяны. Точность живого
наблюдения сочетается здесь с умением раскрыть и подчеркнуть пластические
качества натуры.
Муратов Николай Евгеньевич создал целые серии миниатюрных зверюшек и птиц,
выпущенных Ленинградским фарфоровым заводом. Некоторые из них можно и сейчас
видеть на прилавках магазинов. Самая известная среди них белочка Муратова, а
также его курочка с крохотными цыплятами, собачки, кошки и другие зверюшки,
выполнены с тонким юмором и добротой.