Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Фигура «Солдат с гитарой» из серии «Солдаты войны»

Фигура «Солдат с гитарой» из серии «Солдаты войны». СССР, Барановский фарфоровый завод (Барановка), 1970-1980-е годы. Автор: В.И. Присяжнюк. Фарфор, роспись. На основании снизу имеется авторская подпись красным: «Авт. Присяжнюк».

Размер: высота - 16,2 см.; диаметр основания - 9,7 см.

Артикул: 20-117-13. Цена: 12 000 рублей

ПРИСЯЖНЮК Василий Иванович

Василий Иванович Присяжнюк – яркий мастер Барановского фарфорового завода, украинский художник, работал в направлении агитфарфора и соцреализма. Родился в городе Барановка, Житомирской области, 8 марта 1957 года. Трудную науку производства качественной фарфоровой массы изучал на Барановском заводе в 1974-1975 годах. Как художник он самоучка. В конце ХХ века активно изготовляет статуэтки из фарфора. Любимые сюжеты – колхозная жизнь, война и революция. Работы народного мастера известны многим коллекционерам. Самые популярные его статуэтки – «Василий Тёркин», «Моряк с гитарой», серия военных регулировщиц и множество других. Кроме малой пластики, В.И. Присяжнюк расписывает тарелки в стиле соцреализма. Основная тема – покорение космоса. С его тарелок на нас смотрят первые космические корабли, Юрий Гагарин, собаки Белка и Стрелка. Выдержанная стилистика и качественное исполнение находят своих почитателей среди российских и зарубежных коллекционеров.

Барановский фарфоровый завод (Барановка)

Барановский фарфоровый завод - прекратившее производственную деятельность промышленное предприятие в городе Барановка Житомирской области. Одно из старейших предприятий по производству фарфора на территории Украины.

На Волыни, на левом берегу реки Случи, в 1802 году было открыто большое месторождение каолина. В 1803 году сюда приехали Михаил и Франтишек Мезер. Барановка была частью имения магнатов Любомирских-Валевских. С ними М. Мезер подписывает контракт на создание фаянсово-фарфоровой фабрики, датированный 10 ноября 1803 г., и руководит заводом до 1825 года. После смерти фундатора М. Мезера фабрику возглавил его сын. Изначально производство было ориентировано на местное сырье — в трех верстах от Барановки, около сел Старая Гутка и Городище, добывалась глина. Но самая чистая глина, пригодная для производства фарфора, добывалась в 14 верстах, в местности Бутырин. (Примечательно, что анализ глины, проведенный позже, в 1884 году, подтвердил ее высокие качества — она действительно не уступала «наилучшему чешскому и саксонскому каолину».) Изделия были очень хорошего качества, за это фабрике было дано право ставить герб на изделиях. Продукция и роспись аналогична Корецкому заводу, формы тоже часто берутся там же.

В 1845 году предприятие отдается в аренду и становится лучшим в крае. Качество материала отличное, художественное оформление соответствующее. Выпускается посуда, вазы, десертные приборы.

В 1880 году фабрика продана графине Казимире Грохопольской. Вместе с этим резко сокращается выпуск продукции, ее качество падает. В это время на фабрике работает только 16 человек. За ненадлежащее качество запрещено ставить герб на продукции.

С 1895 года развитие завода связано с деятельностью богатого помещика Н.П. Грипари. Он покупает фабрику вместе с землей, посылает сына Петра стажером на одно из передовых в то время в Европе керамических производств — в Лимож (Франция). Оттуда же были приглашены специалисты по проектированию форм посуды, художники по росписи. Качество заметно улучшилось, завод успешно участвовал на нескольких выставках: в Венеции (1910 г.), Риме (1911 г.), Барселоне (1913 г.), Лондоне (1913-1914 гг.).

Завод производит сервизы — чайные, кофейные, столовые, тарелки, аптекарскую посуду, изделия известны при дворе.

С 1895 до 1917 годы марка завода с фамилией Грипари.

В советские годы, в период строительства народного хозяйства (1920-1928 гг.), меняется стиль в выпуске художественного фарфора страны. С 1922 года на новый путь встал и Барановский завод. Разрабатывается идейная тематика. Под руководством мастера-самоучки Мусия Романюка изготавливается сервиз для вождя. Делегация вручает его Владимиру Ильичу Ленину, и с этого года завод носит название «Барановский завод имени В.И. Ленина». С 1928 года на марке завода появляется надпись «им. Ленина».

С 1930-х годов на выпуске отражается новое течение — рисунки на советскую тему. Широко выпускаются тарелки, кружки, вазы с пятиконечной звездой, с эмблемой в виде серпа и молота, ярко алеют полотнища красных знамен… Очень популярны и фигурки на конкретные темы советской жизни.

В послевоенные годы (1945-1960 гг.) ассортимент увеличивается — чайные, столовые, кофейные сервизы, спортивные кубки, настольная скульптура, пудреницы, коробки, сувениры, масленки. Работает коллектив из более 20 скульпторов и живописцев. Над мелкой пластикой работают скульпторы: М. Криворукая, В. Покосовская, Д. Гоч. Пользуются спросом фигурки небольшого размера: «Якутка», «Негритянка», «Красная шапочка» В. Покосовской. До 1955 года здесь работает О. Жникруп (после перешла на Киевский фарфоровый завод). Очень интересны ее «Первоклассница», «Русский танец», «Индийский танец». В эти же годы выпускается серия фигурок с национальной тематикой — скульптурная группа «Доярка и тракторист», «Девушка, разглядывающая кукурузу» Покосовской, статуэтка «Гуцул» Е. Санька. Выпускается серия миниатюр разных зверюшек. Очень удачные работы скульптора В. Сергеева «Утиная семья» (12 фигурок) — утка, селезень и десять утят.

Николай Петрович Грипари (1848–1928)