Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фигура «Солдат с гитарой» из серии «Солдаты войны». СССР, Барановский фарфоровый завод (Барановка), 1970-1980-е годы. Автор: В.И. Присяжнюк. Фарфор, роспись. На основании снизу имеется авторская подпись красным: «Авт. Присяжнюк».
Размер: высота - 16,2 см.; диаметр основания - 9,7 см.
Артикул: 20-117-13. Цена: 12 000 рублей
ПРИСЯЖНЮК Василий Иванович
Василий Иванович Присяжнюк – яркий мастер Барановского фарфорового завода,
украинский художник, работал в направлении агитфарфора и соцреализма. Родился в городе Барановка, Житомирской области, 8 марта 1957 года. Трудную науку
производства качественной фарфоровой массы изучал на Барановском заводе в
1974-1975 годах. Как художник он самоучка. В конце ХХ века активно изготовляет
статуэтки из фарфора. Любимые сюжеты – колхозная жизнь, война и революция.
Работы народного мастера известны многим коллекционерам. Самые популярные его
статуэтки – «Василий Тёркин», «Моряк с гитарой», серия военных регулировщиц и
множество других. Кроме малой пластики, В.И. Присяжнюк расписывает тарелки в
стиле соцреализма. Основная тема – покорение космоса. С его тарелок на нас
смотрят первые космические корабли, Юрий Гагарин, собаки Белка и Стрелка.
Выдержанная стилистика и качественное исполнение находят своих почитателей
среди российских и зарубежных коллекционеров.
Барановский фарфоровый завод (Барановка)
Барановский фарфоровый завод - прекратившее производственную
деятельность промышленное предприятие в городе Барановка Житомирской области.
Одно из старейших предприятий по производству фарфора на территории Украины.
На Волыни, на левом берегу реки Случи, в 1802 году было открыто большое
месторождение каолина. В 1803 году сюда приехали Михаил и Франтишек Мезер.
Барановка была частью имения магнатов Любомирских-Валевских. С ними М. Мезер
подписывает контракт на создание фаянсово-фарфоровой фабрики, датированный 10
ноября 1803 г., и руководит заводом до 1825 года. После смерти фундатора М.
Мезера фабрику возглавил его сын. Изначально производство было ориентировано на
местное сырье — в трех верстах от Барановки, около сел Старая Гутка и Городище,
добывалась глина. Но самая чистая глина, пригодная для производства фарфора,
добывалась в 14 верстах, в местности Бутырин. (Примечательно, что анализ глины,
проведенный позже, в 1884 году, подтвердил ее высокие качества — она
действительно не уступала «наилучшему чешскому и саксонскому каолину».) Изделия
были очень хорошего качества, за это фабрике было дано право ставить герб на
изделиях. Продукция и роспись аналогична Корецкому заводу, формы тоже часто
берутся там же.
В 1845 году предприятие отдается в аренду и становится лучшим в крае. Качество
материала отличное, художественное оформление соответствующее. Выпускается
посуда, вазы, десертные приборы.
В 1880 году фабрика продана графине Казимире Грохопольской. Вместе с этим
резко сокращается выпуск продукции, ее качество падает. В это время на фабрике
работает только 16 человек. За ненадлежащее качество запрещено ставить герб на
продукции.
С 1895 года развитие завода связано с деятельностью богатого помещика Н.П.
Грипари. Он покупает фабрику вместе с землей, посылает сына Петра стажером на одно
из передовых в то время в Европе керамических производств — в Лимож (Франция).
Оттуда же были приглашены специалисты по проектированию форм посуды, художники
по росписи. Качество заметно улучшилось, завод успешно участвовал на нескольких
выставках: в Венеции (1910 г.), Риме (1911 г.), Барселоне (1913 г.), Лондоне
(1913-1914 гг.).
Завод производит сервизы — чайные, кофейные, столовые, тарелки, аптекарскую
посуду, изделия известны при дворе.
С 1895 до 1917 годы марка завода с фамилией Грипари.
В советские годы, в период строительства народного хозяйства (1920-1928
гг.), меняется стиль в выпуске художественного фарфора страны. С 1922 года на
новый путь встал и Барановский завод. Разрабатывается идейная тематика. Под
руководством мастера-самоучки Мусия Романюка изготавливается сервиз для вождя.
Делегация вручает его Владимиру Ильичу Ленину, и с этого года завод носит название «Барановский
завод имени В.И. Ленина». С 1928 года на марке завода появляется надпись «им.
Ленина».
С 1930-х годов на выпуске отражается новое течение — рисунки на советскую
тему. Широко выпускаются тарелки, кружки, вазы с пятиконечной звездой, с
эмблемой в виде серпа и молота, ярко алеют полотнища красных знамен… Очень
популярны и фигурки на конкретные темы советской жизни.
В послевоенные годы (1945-1960 гг.) ассортимент увеличивается — чайные, столовые, кофейные сервизы, спортивные кубки, настольная скульптура, пудреницы, коробки, сувениры, масленки. Работает коллектив из более 20 скульпторов и живописцев. Над мелкой пластикой работают скульпторы: М. Криворукая, В. Покосовская, Д. Гоч. Пользуются спросом фигурки небольшого размера: «Якутка», «Негритянка», «Красная шапочка» В. Покосовской. До 1955 года здесь работает О. Жникруп (после перешла на Киевский фарфоровый завод). Очень интересны ее «Первоклассница», «Русский танец», «Индийский танец». В эти же годы выпускается серия фигурок с национальной тематикой — скульптурная группа «Доярка и тракторист», «Девушка, разглядывающая кукурузу» Покосовской, статуэтка «Гуцул» Е. Санька. Выпускается серия миниатюр разных зверюшек. Очень удачные работы скульптора В. Сергеева «Утиная семья» (12 фигурок) — утка, селезень и десять утят.
Николай Петрович Грипари (1848–1928)