Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Фигурки парные «Кабаны». Российская Империя, начало ХХ века. Императорское Строгановское училище. Керамика. Длина - 14 см.
Артикул: 21-123-6. Цена: 300 000 рублей
Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище
Открытие Школы рисования в отношении к искусству и ремеслам состоялось 31
октября 1825 года. Проект Школы рисования, один из многих «на благо Родины»,
задумал и реализовал граф Сергей Григорьевич Строганов, не ожидая для себя
никакой награды, кроме «одобрения доблестных граждан». Именно в образовании и
развитии национальной культуры, ее традиций Строганов видел будущее России и, в
частности, ее промышленности. Известно, что в Академии художеств XVIII века
студенты помимо живописных работ создавали в хорошо оснащенных мастерских
высокохудожественные изделия. Однако в начале XIX века Академия начинает
культивировать исключительно «искусства благородные и вышнея», остановив классы
часового искусства, золотых дел и резного на дереве, как нерентабельные.
В 1860 году произошло объединение Первой рисовальной школы, созданной при
Московском Дворцовом архитектурном училище и Второй рисовальной школы, детища
Строганова. К выпускникам училища предъявлялись новые требования, которые в
свою очередь, обязывали организаторов и и преподавательский состав
разрабатывать новые программы и методики обучения. Именно с этого момента
училище начали называть Строгановкой, а учащихся — строгановцами. «Школа
Строганова с самого начала ориентировалась не на копировании и производстве
готовых образцов, а на изобретательский, т. е. проектный характер
специализации. Уже хотя бы на этом основании мы можем считать Строгановскую
школу основоположницей не только художественно-промышленного, но и
дизайнерского образования.»
В начале 1860-х годов в училище открываются профессиональные мастерские.
Они были необходимы для продвижения изделий в промышленное производство. Кроме
того, для участия в выставках также требовалось воплощение проектов в
материале. На Всемирной выставке в 1876 году в Филадельфии училище ожидал
грандиозный успех.
В 1890-е годы Строгановка активно устанавливает отношения с фабрикантами и
промышленниками. Растет спрос на оригинальные образцы. Установившиеся
производственные связи позволили училищу поднять на иной качественный уровень
практическое обучение и подготовку специалистов.
В 1901 году Строгановка получает официальное название — Императорское Строгановское
Центральное художественно-промышленное училище. Керамическая мастерская
основана в 1867 году.
С 1898 года деятельность мастерской развивается; учащиеся теперь изучают
технику производства глины и составы глазури и исполняют собственные композиции,
самостоятельно делая опыты в открытии новых эффектов в сочетании красок и
обжига. Учащиеся обязаны заниматься специально лепкой.
Начиная с 1901 года в мастерской устраиваются новые обжигательные печи и
муфеля большого огня. И тип изделий мастерской изменяется: согласно новым
течениям в области керамики появляются новые формы, новая орнаментация, и,
наконец, новые поливы большого огня, металлические отблески и другие эффекты.
Керамических изделий Строгановского училища сохранилось не так уж много.
Самая большая коллекция - 25 предметов - находится в Государственном
Историческом музее. Около двух десятков керамических памятников училища
находятся в Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII в.».
Отдельные экземпляры представлены во Всероссийском музее
декоративно-прикладного и народного искусства, в Государственном
историко-архитектурном и природно-ландшафтном музе-заповеднике «Петергоф» и
других музейных хранилищах. Нельзя, однако, забывать, что изделий этого
гончарного центра, работавшего при учебном заведении, и не могло быть много.
Они выпускались только к выставкам, малыми тиражами, к тому же были достаточно
хрупкими. Создаваемая в небольшом количестве, строгановская керамика, которую
отличает национальный образный язык в формах и декоре, высокие технологические
качества, составляла резкий контраст с европейским заводским фаянсом весьма
космополитического характера. Рядом с ней можно поставить лишь отдельные
студийные работы русских, английских и французских мастеров. Строгановская
керамика, выполненная в 1880-х — начале 1910-х годов, представлена на
престижных аукционах, ценится как неповторимый шедевр своего времени, привлекая
внимание отечественных и зарубежных специалистов и коллекционеров.