Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Кофейная пара «Кобальт»

Кофейная пара «Кобальт». Российская империя, конец XIX – начало ХХ века, товарищество М.С. Кузнецова. Фарфор, крытьё, золочение.

Размер: высота чашки - 3,5 см., диаметр блюдца - 10,5 см.

Цена: 10 500 рублей

Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.

Кобальтовый фарфор в России и СССР

В России смальту на основе кобальта для окрашивания керамики использовали до появления фарфоровых заводов.

С начала XVIII века в Российскую Империю стали завозить голландские изразцы и изделия из керамики, расписанные кобальтовыми красками. Этими изделиями украшались дворцы императора Петра I и представителей знати: Ф.А. Апраксина, П.П. Шафирова и А.Д. Меньшикова. В пошлинном тарифе за 1724 год описываются предметы, произведенные на фарфоровых фабриках Японии и Китая, а также керамика Делфта. Японский фарфор, закупленный для украшения русских дворцов, был расписан кобальтом в сочетании с железной краской и золотом.

В 1747 году создатель одной из первых в Российской Империи фарфоровых фабрик Афанасий Гребенщиков изготовил из гжельской глины и покрыл синими кобальтовыми узорами керамическую чашку, которую отправил управляющему Её Императорского Величества Кабинетом барону Черкасову. Этот предмет был высоко оценён.

В 1744 году был основан Императорский фарфоровый завод, и одним из дефицитных товаров, с которым возникли сложности, стал кобальт. Трудность заключалась в том, что вывоз кобальта из Саксонии был запрещен. Уже в начале 1750-х годов, когда производство на заводе было налажено, посуду и фигурки начали расписывать кобальтом после первого обжига. Помимо этого, использовалась надглазурная роспись кобальтовыми красками, уже после второго обжига.

В 1766 году был основан завод Гарднера, на котором практически сразу сталь использоваться кобальтовые синие краски. В эпоху классицизма на отечественных фарфоровых заводах использовалось кобальтовое крытьё, орнаментированное золотыми красками. Со второй половины XIX появилась мода на изделия в стиле «второго рококо», когда на синий кобальтовый фон накладывались сюжеты с полихромной живописью. Чаще всего это были пейзажные и цветочные сюжеты. Подобные приёмы встречаются на изделиях заводов Сафронова, братьев Корниловых и других.

Подглазурная кобальтовая роспись встречается на изделиях завода Батенина, представленных в Русском музее.

В 1798 году на Императорском фарфоровом заводе был изготовлен кобальтовый сервиз, который был поднесён князем Юсуповым императору Павлу I. В том же году ко дню рождения императрицы Марии Федоровны были изготовлены две кобальтовые вазы. С этого же времени кобальт используется большей частью не для нанесения узоров или рисунка, а для создания глубокого синего фона. Соответственно, растёт и потребление кобальта.

Кобальт активно использовался на производстве заводов товарищества М.С. Кузнецова. Так как эти фабрики были ориентированы на удешевление производства, дорогостоящий кобальт использовался экономно.

Несмотря на то, что в 1860-е годы на Дашкесанском кобальтовом месторождении начали разработку кобальта, большая часть этого металла привозилась из-за рубежа.

Сервиз «Кобальтовая сетка», выпускавшийся на Ленинградском фарфоровом заводе, получил широкое общественное признание. Автор росписи — Анна Яцкевич. Существует мнение, что прототип узора был создан во время правления императрицы Елизаветы Петровны мастером Дмитрием Виноградовым.

После Второй мировой войны в Гжели началось возрождение традиций, и большое распространение получила роспись кобальтовыми красками по белой глине. На предприятие была приглашена художница Н.И. Бессарабова, разработавшая новый бело-голубой стиль изделий Гжели. Особенностью нового вида изделий Гжели стало использование нарочито крупного мазка.

Сервиз «Кобальтовая сетка». Ленинградский фарфоровый завод