Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Кофейная пара «Кобальт». Российская империя, конец XIX – начало ХХ века, товарищество М.С. Кузнецова. Фарфор, крытьё, золочение.
Размер: высота чашки - 3,5 см., диаметр блюдца - 10,5 см.
Цена: 10 500 рублей
Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
Кобальтовый фарфор в России и СССР
В России смальту на основе кобальта для окрашивания керамики использовали
до появления фарфоровых заводов.
С начала XVIII века в Российскую Империю стали завозить голландские изразцы
и изделия из керамики, расписанные кобальтовыми красками. Этими изделиями
украшались дворцы императора Петра I и представителей знати: Ф.А. Апраксина,
П.П. Шафирова и А.Д. Меньшикова. В пошлинном тарифе за 1724 год описываются
предметы, произведенные на фарфоровых фабриках Японии и Китая, а также керамика
Делфта. Японский фарфор, закупленный для украшения русских дворцов, был
расписан кобальтом в сочетании с железной краской и золотом.
В 1747 году создатель одной из первых в Российской Империи фарфоровых
фабрик Афанасий Гребенщиков изготовил из гжельской глины и покрыл синими
кобальтовыми узорами керамическую чашку, которую отправил управляющему Её
Императорского Величества Кабинетом барону Черкасову. Этот предмет был высоко
оценён.
В 1744 году был основан Императорский фарфоровый завод, и одним из
дефицитных товаров, с которым возникли сложности, стал кобальт. Трудность
заключалась в том, что вывоз кобальта из Саксонии был запрещен. Уже в начале
1750-х годов, когда производство на заводе было налажено, посуду и фигурки
начали расписывать кобальтом после первого обжига. Помимо этого, использовалась
надглазурная роспись кобальтовыми красками, уже после второго обжига.
В 1766 году был основан завод Гарднера, на котором практически сразу сталь
использоваться кобальтовые синие краски. В эпоху классицизма на отечественных
фарфоровых заводах использовалось кобальтовое крытьё, орнаментированное
золотыми красками. Со второй половины XIX появилась мода на изделия в стиле
«второго рококо», когда на синий кобальтовый фон накладывались сюжеты с полихромной
живописью. Чаще всего это были пейзажные и цветочные сюжеты. Подобные приёмы
встречаются на изделиях заводов Сафронова, братьев Корниловых и других.
Подглазурная кобальтовая роспись встречается на изделиях завода Батенина,
представленных в Русском музее.
В 1798 году на Императорском фарфоровом заводе был изготовлен кобальтовый
сервиз, который был поднесён князем Юсуповым императору Павлу I. В том же году
ко дню рождения императрицы Марии Федоровны были изготовлены две кобальтовые
вазы. С этого же времени кобальт используется большей частью не для нанесения
узоров или рисунка, а для создания глубокого синего фона. Соответственно,
растёт и потребление кобальта.
Кобальт активно использовался на производстве заводов товарищества М.С.
Кузнецова. Так как эти фабрики были ориентированы на удешевление производства,
дорогостоящий кобальт использовался экономно.
Несмотря на то, что в 1860-е годы на Дашкесанском кобальтовом месторождении
начали разработку кобальта, большая часть этого металла привозилась из-за рубежа.
Сервиз «Кобальтовая сетка», выпускавшийся на Ленинградском фарфоровом
заводе, получил широкое общественное признание. Автор росписи — Анна Яцкевич.
Существует мнение, что прототип узора был создан во время правления императрицы
Елизаветы Петровны мастером Дмитрием Виноградовым.
После Второй мировой войны в Гжели началось возрождение традиций, и большое распространение получила роспись кобальтовыми красками по белой глине. На предприятие была приглашена художница Н.И. Бессарабова, разработавшая новый бело-голубой стиль изделий Гжели. Особенностью нового вида изделий Гжели стало использование нарочито крупного мазка.
Сервиз «Кобальтовая сетка». Ленинградский фарфоровый завод