Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Парные фигуры «Одарка и Карась» по мотивам оперы С.С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем». СССР, Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (Киевский ЭКХЗ), 1962-1976 годы. Автор: В.И. Щербина. Фарфор, роспись.
Высота - 25 см.
Артикул: 17-112-2. Цена: 22 500 рублей
Аналогичные фигуры опубликованы в каталоге: «Советский Фарфор 1917-1919». Авторы: И. Пелинский, М. Сафонова. Издательский дом «Любимая книга». 2-е издание переработанное и дополненное. Москва, 2012 г. Стр. 341.
Аналогичные фигуры опубликованы в каталоге: «Украинский художественный фарфор советского периода». Авторы: С.И. Дуденко, И.А. Никифоренко, Т.В. Дуденко. - Х: Золотые страницы. 2008 г., стр. 90, а также на обложке каталога.
Фигуры «Одарки и Карася» выполнены по мотивам оперы С.С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем» и аналогичные находятся в Музее современного этноискусства Елабужского государственного музея-заповедника, где можно не только увидеть колоритные фарфоровые фигурки, но и, послушать фрагмент оперы, экранизированной в 1953 году. Голоса знаменитых советских украинских оперных певцов Ивана Паторжинского и Марии Литвиненко-Вольгемут, наиболее ярко сыгравших семейную пару, в полной мере передадут национальное своеобразие и дух украинского народа.
Владислав Иванович Щербина тридцать четыре года проработал на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, десять лет из которых занимал должность главного художника завода. Им было создано свыше 1 000 оригинальных скульптур и композиций, проектов сервизов, ваз, сувенирной продукции в виде штофов и курительных трубок. Работы В.И. Щербины в малой пластике долгое время являлись образцом стиля пластического моделирования и воплощения национального образа в отечественной фарфоровой скульптуре. Произведения по его образцам тиражировались и другими предприятиями Украины. Так же, как и создатель образов Ивана Карася и Одарки, Владислав Щербина был очень привязан к Украине. Дважды ему поступали предложения переехать в Париж, но он отказался. Его произведения в экспозиции Музея современного этноискусства — достояние фондового собрания ЕГМЗ.
Фарфоровые статуэтки В.И. Щербины были созданы в период с
1976 по 1991 годы. Мастерски выполненные фигуры словно оживают перед нами, ярко
и красочно повествуя свою историю. На Иване Карасе и Одарке — праздничные
украинские национальные костюмы. У запорожца на голове свалившаяся набекрень
кучма — высокая барашковая шапка. Одет Карась в вышиванку без воротника —
национальную вышитую сорочку. С помощью вышивки женщины не только создавали
оберег для членов своей семьи, но и проявляли творческое мастерство. Для
украинского костюма характерно наличие на мужской рубахе переднего разреза —
пазушки, тоже украшенной вышивкой. Мужская одежда обычно украшалась строгими
геометрическими орнаментами, олицетворяющими мужество и смелость. Украинцы, в
отличие от русских и белорусов, заправляли свои сорочки в шаровары и
дополнительно закрепляли широким цветным поясом — кушаком, который играл роль
оберега, защиты от нечистых сил. Поверх сорочки Карася накинут на одно плечо
жупан. Обут он в расписные чёботы изумрудного цвета — сапоги с коротким
голенищем из сафьяна.
На Одарке цельная, праздничная сорочка додильня, украшенная
ручной вышивкой. Наличие узоров на рукавах и подоле является отличительной чертой
украинской женской сорочки. Поверх неё одета клетчатая понёва, указывающая на
замужество женщины, и расшитый сакральными узорами передник, подпоясанный
ярко-красным кушаком. Образ дополняет керсетка – женская безрукавка. Голова
замужней женщины должна была быть полностью покрыта. Под чёрным с узорами
четырёхугольным платком очипок — мягкая лёгкая шапочка.
Украинский национальный костюм явление многогранное. Он содержит множество ярких и отличительных элементов, которые несут в себе особое значение. В то же время детали прекрасно гармонируют друг с другом и создают законченный, полный смысла и красок образ.
Интересна и необычна поза фигур. Скульптор изображает сцену
встречи Ивана Карася с женой Одаркой после того, как он два дня не появлялся
дома, загуляв у кумы. Перед нами застывшая в фарфоре встреча провинившегося
мужа, но в тоже время удалого казака со своей сварливой, но безумно любящей
женой.
Всего лишь две небольшие скульптуры, но сколько историй, событий, имён они в себе несут.
ЩЕРБИНА Владислав Иванович (1926-2017)
Владислав Иванович Щербина – советский скульптор, член Союза художников
Украины с 1958 года. В 1945-1950 годы – учеба в Одесском художественном училище
на скульптурном отделении. В 1950-1951 годы – работа на Городницком фарфоровом
заводе. В 1951-1954 годы – работа на Барановском фарфоровом заводе. В 1954-1988
годы – работа на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.