Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Сахарница «Косарь» из агитационного сервиза «Косарь» и «Жница». СССР, Дулевский фарфоровый завод (Дулево), 1920-е годы. По рисунку М.М. Адамовича. Фарфор, деколь. Без марки.
Высота - 10 см.
Артикул: 22-31-1. Цена: 125 000 рублей
Аналогичные предметы, выполненные на Дулевском фарфоровом заводе по рисункам М.М. Адамовича, опубликованы: «Советский агитационный фарфор». Справочник-определитель. Автор: Эльвира Самецкая. Москва, 2004 г. Стр. 51.
Дулёвский фарфоровый завод
Дулёвский
фарфоровый завод им. газеты «Правда», одно из крупнейших в СССР предприятий по
изготовлению бытового и художественного фарфора. Основан Т. Я. Кузнецовым в
1832 в пустоши Дулёво (с 1937 город Ликино-Дулёво Московской области). С 1889
до 1917 принадлежал товариществу М. С. Кузнецова. Изделия Дулевский
фарфоровый завод в этот период отличаются технически безупречным
исполнением. В советское время Дулевский завод реконструирован, при
нём образованы красочный завод, художественная лаборатория (1932); цехи
механизированы. Выпуск изделий по сравнению с 1913 возрос в 3 раза. С начала
1930-х гг. повысился художественный уровень изделий (сервизы с росписью П. В.
Леонова; новые формы сосудов О. М. Мухигули, А. В. Строчилина и др.;
декоративные скульптурные композиции и фигурки А.Г. Сотникова, П. М. Кожина, О.
М. Богдановой и др.). Изделия завода отмечены Большими золотыми медалями на
Всемирных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958).
Дулёвский фарфоровый завод им. газеты «Правда», одно из крупнейших в СССР предприятий по изготовлению бытового и художественного фарфора. Основан Т. Я. Кузнецовым в 1832 в пустоши Дулёво (с 1937 город Ликино-Дулёво Московской области). С 1889 до 1917 принадлежал товариществу М. С. Кузнецова. Изделия Дулевский фарфоровый завод в этот период отличаются технически безупречным исполнением. В советское время Дулевский завод реконструирован, при нём образованы красочный завод, художественная лаборатория (1932); цехи механизированы. Выпуск изделий по сравнению с 1913 возрос в 3 раза. С начала 1930-х гг. повысился художественный уровень изделий (сервизы с росписью П. В. Леонова; новые формы сосудов О. М. Мухигули, А. В. Строчилина и др.; декоративные скульптурные композиции и фигурки А.Г. Сотникова, П. М. Кожина, О. М. Богдановой и др.). Изделия завода отмечены Большими золотыми медалями на Всемирных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958).
Дулевская фарфоровая фабрика периода Товарищества М.С. Кузнецова, 1889 г.
АДАМОВИЧ Михаил Михайлович (1884-1947)
Михаил Михайлович Адамович родился
в Москве в 1884 году. В 1907 году с золотой медалью окончил Московское
Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Для изучения
декоративной живописи был направлен в Италию. По возвращении на родину работал
художником монументально-декоративной живописи в Москве и Петербурге. В 1914
году М.М. Адамовича приглашают в Грецию для исполнения проектов мозаики
усыпальницы короля Георга Первого. В 1918 году Михаил Адамович поступает на
работу в качестве художника в филиал живописного цеха Государственного
фарфорового завода, организованный на базе училища технического рисования
барона Штиглица. В том же году он участвует в оформлении Петрограда к первой
годовщине Октября. Также принимает активное участие в выставках объединения
«Мир искусства» (1922, 1924), «Общины художников» (1924), Ассоциации художников
революционной России (1924).
За время работы художника на
Государственном фарфоровом заводе по его эскизам было выполнено большое
количество работ агитационного характера. Если в начале творческого пути в
работах Адамовича преобладали античные и классические мотивы и архитектурные
пейзажи, стилизованные в том же классическом духе, то в дальнейшем он все более
увлекается революционными мотивами. По возвращению из рядов Красной Армии в
1921 году Адамович стал украшать фарфор почти исключительно агитационными
лозунгами, эмблемами и символикой новой власти, за что его называют одним из
создателей агитационного фарфора. Характерной особенностью живописной манеры
художника становится использование только одного цвета: красного, сине-зеленого
и других. Одними из самых известных работ Михаила Адамовича этого периода
являются декоративные тарелки «Кто не работает, тот не ест», «Вся власть
Советам», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1925 году он участвует в
Международной выставке декоративного искусства в Париже, где награждается
медалью за роспись по фарфору.
С 1924 по 1927 годы Адамович работает
художником на Волховской фарфорово-фаянсовой фабрике, а с 1927 по 1934 годы
продолжает свою творческую деятельность на Дулевском фарфоровом заводе, где он
работает над созданием образцов для массового промышленного фарфора. Опыт
Адамовича этого периода рассматривается как попытка реформирования массового
фарфора в сторону современности. В завершении своего творческого пути Адамович
возвращается к монументально-декоративной росписи зданий в Москве: гостиницы
«Москва», магазинов по Тверской улице в домах № 2 и 4. Произведения Адамовича
находятся в крупнейших музеях России, таких как Эрмитаж, Третьяковская галерея,
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, музей
керамики в усадьбе «Кусково».
Среди огромного числа его работ можно
выделить тарелки «Провиантские склады», «Красная звезда», «Кто не работает, тот
не ест», «Доброволец», «Разрушенная водокачка», «ВСЕОБУЧ», «Ночь в обозе»,
чайные пары «Красноармейская», «Смена идет», сервизы «Жница» и «Косарь».