Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура «Украинка». СССР, Дмитровский фарфоровый завод, 1930-1932 годы. Автор модели: Е.Р. Трипольская (1881-1958). Фарфор, роспись.
Высота - 19,5 см.
Артикул: 19-147-4. Цена: 300 000 рублей
Произведение искусства находится в частной
коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
Аналогичная фигура опубликована в каталоге: «Советский Фарфор 1917-1919». Авторы: И. Пелинский, М. Сафонова. Издательский дом «Любимая книга». 2-е издание переработанное и дополненное. Москва, 2012 г. Стр. 164.
ТРИПОЛЬСКАЯ Елизавета Родионовна (1881–1958)
История донесла до нас имена многих выдающихся скульпторов, живших и
творивших в Баку. В их числе изредка мелькает имя и Елизаветы Трипольской, хотя
в основном дается лишь ее инициал.
Чаще всего она упоминается в связи со скульптурой Хуршидбану Натаван. Многие
источники утверждают, что это чуть ли не единственная работа, которая осталась
после этого выдающегося скульптора.
В общем-то, источники правы – из статуй и памятников эта работа в Баку на
самом деле единственная. Но это не повод забывать о человеке.
Елизавета Трипольская родилась 19 (31) ноября 1881 года в селе Опошня
Полтавской губернии в семье богатых помещиков-дворян, имевших владения в
Опошне, Должке и Зенькове. У нее было пять братьев: Сергей, Дмитрий, Владимир,
Георгий и Николай.
С юношеских лет Елизавета имела большую тягу к рисованию, а особенно к
скульптуре: лепила из глины небольшие фигурки людей, и все вокруг отмечали, что
они получались очень выразительными.
В 1889 году Елизавета поступает в Полтавский институт благородных девиц. По
некоторым сведениям, дядей Елизаветы был известный украинский пейзажист Михаил
Иванович Холодовский (1855-1926). Очевидно, именно он рекомендовал свою
племянницу преподавателю Полтавского института благородных девиц Василию
Алексеевичу Волкову. У Волкова девушка получила начальное
профессионально-художественное образование.
В 1896 году Елизавета оканчивает институт с серебряной медалью. Но на этом
она не останавливается, хотя многие ее современницы считали подобное учебное
заведение вершиной своего образования и вели жизнь почтенных домохозяек. Но
только не Елизавета.
Она едет в Петербург – продолжать учебу. С 1897 года молодая художница
продолжила изучать искусство пластики в мастерских скульпторов Л. Шервуда, В.
Беклемишева, Р. Баха; в Петербургской художественной школе Общества поощрения
художников; у графиков А. Ционглинского, Д. Кардовского.
В 1903 году в возрасте 22 лет художница уже принимает участие в
художественной выставке к открытию памятника И.П. Котляревскому в Полтаве.
Через некоторое время Трипольская едет в Париж, где в 1906-1907 годах
продолжает обучение в студии Н. Аронсона и в мастерской Вьежаля, постигая
искусство обработки мрамора.
Надо сказать, что жизнь Елизаветы была несколько необычна для девушек ее
сословия: она сумела поехать в Париж без разрешения матери, жила там в коммуне
с молодыми художниками из разных стран, постригла волосы… Это все сказалось,
конечно, и на ее личной жизни. Многолетнее ухаживание одного из Пассеков так
ничем и не завершилось – Елизавета на всю жизнь осталась одинокой.
После возвращения из Парижа Елизавета, вдохновенная творческой парижской
атмосферой, в 1907 году создает модель девушки-украинки и красавца-водяного для
фонтана перед зданием Полтавского земства.
Исследователь А.В. Нименко так описывал проект этой монументально-декоративной скульптуры: «Девушка идет по воду. Водяной, который вдруг выбегает
ей навстречу, переворачивает ведра красавицы, набирает в рот воды и с юмором
запускает ей в лицо струю. Проект фонтана был должным образом оценен и одобрен
для сооружения. Скульптор вылепила и отформовала в своей миргородской
мастерской из гипса фигуры девушки и водяного, но по каким-то причинам фонтан
так и не был сооружен».
В течение 1904-1909 годов Трипольская работает с различными материалами. В
последующие годы появляются мраморный «Портрет мальчика», который
экспонировалась на Весенней выставке в Петербурге; терракотовые бюсты девушек,
анималистическая скульптура, бюсты сельских мужиков, а также женский бюст
«Цокотуха», который со временем получил Куинджевскую премию.
Дальше были всевозможные выставки – в Киеве (1910 г.), в Петербурге (1911 г.) в
Петербургской академии художеств и др. В это время Трипольская живет и творит в
собственном имении в Зенькове.
В 1914 году Трипольская получила и выполнила один почетный заказ: модель
пьедестала для памятника Екатерине II в Екатеринославе (позднее
Днепропетровск).
В 1918 году произведения Трипольской экспонируются на Первой выставке
Общества деятелей украинского пластического искусства в Киеве. В том же году
она пробует свои силы в майолике, которая в дальнейшем станет делом всей ее
жизни.
Тут в судьбу Трипольской вмешивается Октябрьский переворот и последовавшая
за ним Гражданская война. Жизнь была тяжелой, испытания сыпались за испытанием:
дружная семья оказалась разрозненной. Особенно тяжелым выдался 1918 год.
Несмотря на то, что имение в Зенькове охранялось вооруженным отрядом осетин,
они не смогли противостоять уголовникам, выпущенным из тюрем Львом Троцким.
Бандиты разграбили имение и зверски убили подсвечником на глазах Елизаветы
ее отца, чудом оставив в живых ее саму. Трипольская стала искать своего брата
Владимира.
А Владимира судьба вместе с женой забросила в Баку. По дороге в Баку в
районе Астрахани Елизавета заболела тифом. Долго промучившись от тяжелейшего
заболевания одна в чужом городе, она смогла выжить, но почти полностью оглохла,
что намного осложняло и без того тяжелую жизнь дворянки в государстве рабочих и
крестьян.
Вероника Трипольская вспоминала: «Бабушка Анна Васильевна (жена Владимира,
брата Елизаветы – О.Б.) мне рассказывала о появлении Елизаветы Родионовны в
Баку. Однажды, открывши дверь на неурочный стук, она увидела Лизу в каком-то
страшном рубище чуть ли не на голое тело, и как они обе плакали, вспоминая свою
прошлую жизнь и страшась непонятного будущего. Как они жалели, что Владимир
решил не покидать Россию, считая, что инженеры всегда и везде будут
востребованы.
Какое-то время после прихода большевиков, когда в Баку было особенно тяжело
с работой, Елизавета Родионовна работала в Оперном театре художником по
костюмам. Конечно, сейчас, очевидно, невозможно найти каких-либо эскизов, а так
жаль! У нас дома хранились марионетки, исполненные ею…
Виделись мы с Елизаветой Родионовной обычно раз в неделю по четвергам,
когда в выходной день Анны Васильевны они вдвоем приходили обедать к нам в
Крепость на Большую Крепостную, 23. Для меня это всегда было событием! Я обычно
ждала на балконе, когда увижу поднимающихся вверх по улице высокую худую
Елизавету Родионовну и маленькую плотную Анну Васильевну…
Летом наши встречи были более частыми. Я с бабушкой Саррой Моисеевной
(мамина мама) чуть ли не каждый день ходили на Бульвар в Купальню, где
Елизавета Родионовна делала наброски, благо натуры было – хоть отбавляй! Я
вовсю старалась ей подражать…»
По другим данным, Трипольская попала в Баку 20-х годах – была командирована
ВХУТЕИНом. Возможно, стажировка совмещалась с ее обучением в Высшем
художественно-техническом институте, открытом в Петрограде в 1922 году на базе
Академии художеств.
Но эти данные вряд ли верны – они, так сказать, официальные, а воспоминания
потомков Трипольской, естественно, более достоверны и не имеют советской
политической окраски.
Как бы там ни было, но с 1922 года Трипольская уже постоянно проживает в
Баку, где выполняет барельефы и горельефы «Земледелие», «Музыка», «Прометей»,
«Наука» для интерьеров Академии Наук Азербайджанской ССР. Именно Трипольская
стала автором самого первого памятника 26-ти Бакинским комиссарам (1923 г.).
Памятник комиссарам представлял собой одиночную фигуру. Он не сохранился –
в 1958 году его демонтировали – для установки памятника скульптора С.
Меркурова, и в дальнейшем уничтожили.
Сохранились данные, что Елизавета Трипольская с 1928 года была членом Союза
художников Азербайджана, творила в русле соцреализма. С 30-х годов известны ее
скульптурные портреты первой летчицы-азербайджанки Зулейхи Саидмамедовой,
инженера С. Рагимовой, а также статуя «Колхозница», произведение «Победа»
(1949 г.).
Кроме монументальной скульптуры, Трипольская много работала по фарфору и
фаянсу, рисовала, создала памятник Ленину в Ашгабаде (1927 г.).
В 1927 году Трипольская выполнила для Ломоносовского фарфорового завода
несколько скульптур: «Восточная женщина», «Афганка» («Восточная женщина,
закутанная в чадру» и «Восточная женщина, снимающая чадру» – одно из лучших
произведений зрелой Е.Р. Трипольской), «Восточный носильщик (Амбал)». Работала
она и над росписью посуды.
Однако звания заслуженного художника Трипольская так и не получила, хотя
очень на это надеялась после персональной выставки в 1955 году в Музее искусств
им. Мустафаева. Дело в том, что брат ее был репрессирован, до его реабилитации
она не дожила, а без этого о каком звании могла идти речь?
Умерла Елизавета Трипольская 6 ноября 1958 года в Баку. Судя по всему,
после инсульта. Она лежала в Кировском институте, но, несмотря на старания
врачей, спасти ее не удалось.
Елизавету Трипольскую похоронили на Арменикендском кладбище, а в конце 1982
года ее племянник Олег Владимирович перезахоронил тело на новом кладбище рядом
со своей мамой Анной Васильевной. Он установил и надгробие, на котором
написал «От Союза художников Азербайджана».
Источник: О. Буланова. Тайны Баку: Забытый скульптор Елизавета Трипольская