Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Скульптурная композиция «Медведи»

Скульптурная композиция «Медведи». Российская Империя, Императорское Строгановское училище. 1900-е годы. Керамика, глазури.

Размер: высота - 27 см.; основание - 14х22 см.

Артикул: 21-123-16. Цена: 420 000 рублей

МЕДВЕДЬ — символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, лени и нежных материнских чувств, обжорства и аскетизма (хотя и невольного: всю зиму спит без всякой пищи, «сосет лапу»). Медведь олицетворяет непредсказуемость, дурной нрав, зло, грубость, жадность, греховность, дьявола, а также жестокую примитивную силу. Знак воинов в Северной Европе и Азии.

Кроме того, медведь — символ Луны и воскресения (возможно, из-за того, что он впадает в зимнюю спячку). К. Юнг считает, что медведь символизирует темные стороны подсознания.

У североамериканских народов медведь — царь зверей. Это самый сильный зверь северных лесов. К медведю здесь относятся с уважением и почитанием. Тотемное животное многих северных народов, он служит символом связи между небом и землей. Созвездия Большой и Малой Медведиц — символы северного неба.

Медведь — одно из животных, связанных с ликантропией (оборотничеством). Человек-медведь, сын медведя и женщины — распространенный персонаж фольклора разных стран. Его называют Хозяином, Косматым, Дремучим, Грязным — сотней имен, но «медведем» — истинным именем — называют редко, чтобы не потревожить духа грозного зверя.

До недавних пор на Алтае и Крайнем Севере сохранились «медвежьи праздники», для которых ловили медведей, откармливали их, а потом ритуально умерщвляли (специальными стрелами или удушением), после чего устраивали пир. Дух медведя торжественно провожали, ему пели песни, а части тела убитого зверя (зубы, кости, шкуру, когти, лапы, уши) использовали как амулеты. Шаманы используют маску медведя для вступления в контакт с лесными духами. Черный медведь является символом инфернальных (адских) сил.

Медведь считается одним из воплощений бога Одина в Скандинавии, неистовый воин Берсеркерс носил медвежью шкуру, как и древнегреческая богиня-охотница Артемида (девственные жрицы ее храма носили костюмы медведя). Медведь связан со многими воинственными божествами, включая древнегерманского Тора и кельтского Артио из Берна (швейцарский город, буквально — «медведь»). В христианской и исламской традициях медведь представляется как темная, жестокая, похотливая, жадная и мстительная сила. В западном искусстве медведь олицетворяет грех чревоугодия. Можно привести следующие библейские упоминания медведя: Давид сражается с медведем; в одном из мест Библии описаны лохматые медвежата, облизываемые матерью, ставшие символом язычников, нуждающихся в духовной опеке Церкви; как символ божественного возмездия медведица упоминается в сказании о пророке Елисее. В книге пророка Даниила медведь символизирует персидское царство, а также подкуп.

Католики считают, что, поскольку медведь рождается бесформенным клубком и медведица его долго вылизывает, чтобы «привести в форму», медведь символизирует христианство, которое отвращает людей от язычества. В Китае медведь — знак мужской отваги, а появление медведей в сновидениях считается предзнаменованием рождения сыновей. Медведь (особенно медведица) также встречается как символ материнской силы, заботы, теплоты. Для северояпонских айну и индейцев-алгонкинов в Северной Америке медведь отождествляется с родовой (тотемной) фигурой. У североамериканских индейцев медведь также является символом силы. Многие индейцы считают медведя тотемом (или знаком) целителя. В алхимии медведь стал символом первоначального состояния вещества, хаоса, который алхимическая наука призвана привести в упорядоченное состояние.

Медведь часто встречается в геральдике, символизируя те же качества, что и лев: смелость, мужество, величие. Кроме того, медведь, поскольку предвидит погоду и умеет вовремя спрятаться в логове, выражает в геральдике предусмотрительность. Считается проходящим, если идет; поднявшимся, если стоит на задних лапах. На гербах городов медведь с ошейником — символ усмиренного христианством язычества. Особенно часто присутствует на гербах немецких городов. На печати штата Калифорния медведь гризли символизирует решимость.

Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище


Открытие Школы рисования в отношении к искусству и ремеслам состоялось 31 октября 1825 года. Проект Школы рисования, один из многих «на благо Родины», задумал и реализовал граф Сергей Григорьевич Строганов, не ожидая для себя никакой награды, кроме «одобрения доблестных граждан». Именно в образовании и развитии национальной культуры, ее традиций Строганов видел будущее России и, в частности, ее промышленности. Известно, что в Академии художеств XVIII века студенты помимо живописных работ создавали в хорошо оснащенных мастерских высокохудожественные изделия. Однако в начале XIX века Академия начинает культивировать исключительно «искусства благородные и вышнея», остановив классы часового искусства, золотых дел и резного на дереве, как нерентабельные.

В 1860 году произошло объединение Первой рисовальной школы, созданной при Московском Дворцовом архитектурном училище и Второй рисовальной школы, детища Строганова. К выпускникам училища предъявлялись новые требования, которые в свою очередь, обязывали организаторов и и преподавательский состав разрабатывать новые программы и методики обучения. Именно с этого момента училище начали называть Строгановкой, а учащихся — строгановцами. «Школа Строганова с самого начала ориентировалась не на копировании и производстве готовых образцов, а на изобретательский, т. е. проектный характер специализации. Уже хотя бы на этом основании мы можем считать Строгановскую школу основоположницей не только художественно-промышленного, но и дизайнерского образования.»

В начале 1860-х годов в училище открываются профессиональные мастерские. Они были необходимы для продвижения изделий в промышленное производство. Кроме того, для участия в выставках также требовалось воплощение проектов в материале. На Всемирной выставке в 1876 году в Филадельфии училище ожидал грандиозный успех.

В 1890-е годы Строгановка активно устанавливает отношения с фабрикантами и промышленниками. Растет спрос на оригинальные образцы. Установившиеся производственные связи позволили училищу поднять на иной качественный уровень практическое обучение и подготовку специалистов.

В 1901 году Строгановка получает официальное название — Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. Керамическая мастерская основана в 1867 году.

С 1898 года деятельность мастерской развивается; учащиеся теперь изучают технику производства глины и составы глазури и исполняют собственные композиции, самостоятельно делая опыты в открытии новых эффектов в сочетании красок и обжига. Учащиеся обязаны заниматься специально лепкой.

Начиная с 1901 года в мастерской устраиваются новые обжигательные печи и муфеля большого огня. И тип изделий мастерской изменяется: согласно новым течениям в области керамики появляются новые формы, новая орнаментация, и, наконец, новые поливы большого огня, металлические отблески и другие эффекты.

Керамических изделий Строгановского училища сохранилось не так уж много. Самая большая коллекция - 25 предметов - находится в Государственном Историческом музее. Около двух десятков керамических памятников училища находятся в Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII в.». Отдельные экземпляры представлены во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Государственном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музе-заповеднике «Петергоф» и других музейных хранилищах. Нельзя, однако, забывать, что изделий этого гончарного центра, работавшего при учебном заведении, и не могло быть много. Они выпускались только к выставкам, малыми тиражами, к тому же были достаточно хрупкими. Создаваемая в небольшом количестве, строгановская керамика, которую отличает национальный образный язык в формах и декоре, высокие технологические качества, составляла резкий контраст с европейским заводским фаянсом весьма космополитического характера. Рядом с ней можно поставить лишь отдельные студийные работы русских, английских и французских мастеров. Строгановская керамика, выполненная в 1880-х — начале 1910-х годов, представлена на престижных аукционах, ценится как неповторимый шедевр своего времени, привлекая внимание отечественных и зарубежных специалистов и коллекционеров.