Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «Сцена прощания Андрея и прекрасной польки». Российская Империя, фабрика Ф.Я. Гарднера, 1870-1880-е годы. Фарфор, роспись. Высота - 39 см.
Артикул: 24-69-8. Цена: 220 000 рублей
Русская фарфоровая пластика второй половины XIX века, в отличии от западноевропейской, не обнаруживает специального интереса к изображению литературных героев и реальных исторических персонажей. Художественный вкус и мода существенно меняются к 1820-1830 годам, когда романтическая эпоха привносит в фарфор интерес к истории и конкретной личности. Образ фарфоровой «куклы», разумеется, далек от портретной точности живописных или скульптурных изображений знаменитых современников. Тем не менее все большую популярность приобретают узнаваемые просвещенной публикой персонализированные изображения — фигурки балерины Фанни Эльслер, итальянских оперных певцов, героев романов А. Дюма и Б. де Сен-Пьера, а также карикатуры на известных русских писателей.
Неслучайно мастера завода Гарднера при выборе литературных героев для воспроизведения в фарфоре обращаются к сочинениям Н.В. Гоголя. Среди многочисленных переизданий его произведений с иллюстрациями известных художников «Сто рисунков из сочинения Н.В. Гоголя «Мертвые души» 1846 года с рисунками А.А. Агина, гравированными Е.Е. Бернардским становятся своего рода бестселлером XIX века. В числе первых подписчиков на него значатся даже особы царствующего дома, поскольку издание рекламировалось как сугубо патриотическое начинание, в котором все было «национальным» - писатель и его образы, художник, даже бумага и печать. Действительно, гарднеровская серия персонажей знаменитой поэмы, как и книга, не оставила публику равнодушной своим «чисто русским характером». Как в фарфоре, так и в графике автор стремится «поймать» типаж, запечатлеть в лицах «типическую физиономию своего времени». Одна из самых импозантных скульптур завода Гарднера 1870-1880 годов «Прощание» также создана по графическому образцу - иллюстрации, выполненной художником Ю. Шюбелером в 1870-е годы к повести «Тарас Бульба». / «Кинулась она к нему, обхватив его шею своими снегоподобными, чудными руками, и зарыдала»/. Фарфоровая группа очень близко к оригиналу воспроизводит сцену прощания Андрея и прекрасной польки. Правда, театральная эффектность композиции и декоративная яркость костюмов скорее напоминают бравурную мизансцену на сценических подмостках того времени, чем романтический текст Н.В. Гоголя. Например, дуэт Андрея и Марины из драматической оперы В.Н. Кашперова «Тарас Бульба», поставленной в конце 1870-х годов в Москве по либретто некоего Л. Геранского, где «последний жаркий поцелуй» в сцене прощания сопровождается словами: Нас судьба соединила/ В этой жизни навсегда; / Мы сквозь бури и несчастья / Полетим навстречу счастью.
Источник: «Гарднер. XVIII-XIX. Фарфоровая пластика. Из частной коллекции и музейных собраний Москвы». Научное сопровождение и вступление: О. Соснина. Отпечатано в типографии «Печатный Двор Граффити». «Издательский дом «Говоровъ и сыновья», 2002. С. 218-219.