Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «РЫБА-КИТ». Москва, Керамическая мастерская Императорского Строгановского художественно-промышленного училища. 1909 год. Фарфор, цветные глазури, ручная лепка, роспись. Размеры: 27х90х38 см. Марки в тесте: «СУ» в круге, «1909» в прямоугольной рамке, герб-двуглавый орёл. Имеет бесспорное историко-художественное, коллекционное и музейное значение.
Имеется экспертное заключение искусствоведа, члена Национальной организации экспертов в области искусства (НОЭКСИ) Ворушилиной Е.М.
Это уникальное произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
Композиция «Рыба-Кит» представляет собой вытянутое по горизонтали скульптурное изображение кита. Глаза, плавники, раскрытая пасть и хвост проработаны рельефом. На голове, спине и хвосте рыбы расположены архитектурные постройки в окружении деревьев – церковь, колокольня, дома, сараи. Скульптура покрыта цветной глазурью зеленовато-голубого цвета. Отдельные детали расписаны темно-коричневой краской. Композиция «Рыба-Кит» крупная, сложная в изготовлении. Внутренняя поверхность тулова рыбы с достаточно тонкими стенками укреплена каркасом вручную вылепленных «кессонов», что позволило без потерь и дефектов обжечь столь сложную конструкцию.
Скульптурная композиция «Рыба-Кит» является «иллюстрацией» к известному произведению П.П. Ершова (1815-1869) – изданной в 1834 году сказке в стихах «Конёк-Горбунок», написанной по мотивам русских народных сказок. Сказка была необыкновенно популярна не только в XIX, но и в ХХ веке. Известны произведения на данную тему, выполненные в различных техниках и материалах – дереве, металле, керамике, фарфоре.
Керамическая мастерская, открытая в училище в 1867 году, к концу XIX века представляла собой не только производственный центр художественной керамики. С приходом в 1882 году гжельского потомственного мастера, талантливого технолога Г.В. Монахова (1862-1939) мастерская превратилась в экспериментальный, исследовательский центр, где разрабатывались новые поливы и глазури, совершенствовалась керамическая масса. В начале ХХ века (в 1901 году) в Керамической мастерской были установлены новые печи высокого огня и муфели, что также способствовало улучшению качества керамических изделий. Это позволило исполнять крупные работы в керамических материалах, детали архитектурного декора, камины и др. Ученики под руководством преподавателей и мастеров училища изготавливали копии с эталонных образцов, а также выполняли работы по собственным рисункам.
Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище
Открытие Школы рисования в отношении к искусству и ремеслам состоялось 31 октября 1825 года. Проект Школы рисования, один из многих «на благо Родины», задумал и реализовал граф Сергей Григорьевич Строганов, не ожидая для себя никакой награды, кроме «одобрения доблестных граждан». Именно в образовании и развитии национальной культуры, ее традиций Строганов видел будущее России и, в частности, ее промышленности. Известно, что в Академии художеств XVIII века студенты помимо живописных работ создавали в хорошо оснащенных мастерских высокохудожественные изделия. Однако в начале XIX века Академия начинает культивировать исключительно «искусства благородные и вышнея», остановив классы часового искусства, золотых дел и резного на дереве, как нерентабельные.
В 1860 году произошло объединение Первой рисовальной школы, созданной при Московском Дворцовом архитектурном училище и Второй рисовальной школы, детища Строганова. К выпускникам училища предъявлялись новые требования, которые в свою очередь, обязывали организаторов и и преподавательский состав разрабатывать новые программы и методики обучения. Именно с этого момента училище начали называть Строгановкой, а учащихся — строгановцами. «Школа Строганова с самого начала ориентировалась не на копировании и производстве готовых образцов, а на изобретательский, т. е. проектный характер специализации. Уже хотя бы на этом основании мы можем считать Строгановскую школу основоположницей не только художественно-промышленного, но и дизайнерского образования.»
В начале 1860-х годов в училище открываются профессиональные мастерские. Они были необходимы для продвижения изделий в промышленное производство. Кроме того, для участия в выставках также требовалось воплощение проектов в материале. На Всемирной выставке в 1876 году в Филадельфии училище ожидал грандиозный успех.
В 1890-е годы Строгановка активно устанавливает отношения с фабрикантами и промышленниками. Растет спрос на оригинальные образцы. Установившиеся производственные связи позволили училищу поднять на иной качественный уровень практическое обучение и подготовку специалистов.
В 1901 году Строгановка получает официальное название — Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище. Керамическая мастерская основана в 1867 году.
С 1898 года деятельность мастерской развивается; учащиеся теперь изучают технику производства глины и составы глазури и исполняют собственные композиции, самостоятельно делая опыты в открытии новых эффектов в сочетании красок и обжига. Учащиеся обязаны заниматься специально лепкой.
Начиная с 1901 года в мастерской устраиваются новые обжигательные печи и муфеля большого огня. И тип изделий мастерской изменяется: согласно новым течениям в области керамики появляются новые формы, новая орнаментация, и, наконец, новые поливы большого огня, металлические отблески и другие эффекты.
Керамических изделий Строгановского училища сохранилось не так уж много. Самая большая коллекция - 25 предметов - находится в Государственном Историческом музее. Около двух десятков керамических памятников училища находятся в Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII в.». Отдельные экземпляры представлены во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Государственном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музе-заповеднике «Петергоф» и других музейных хранилищах. Нельзя, однако, забывать, что изделий этого гончарного центра, работавшего при учебном заведении, и не могло быть много. Они выпускались только к выставкам, малыми тиражами, к тому же были достаточно хрупкими. Создаваемая в небольшом количестве, строгановская керамика, которую отличает национальный образный язык в формах и декоре, высокие технологические качества, составляла резкий контраст с европейским заводским фаянсом весьма космополитического характера. Рядом с ней можно поставить лишь отдельные студийные работы русских, английских и французских мастеров. Строгановская керамика, выполненная в 1880-х — начале 1910-х годов, представлена на престижных аукционах, ценится как неповторимый шедевр своего времени, привлекая внимание отечественных и зарубежных специалистов и коллекционеров.