Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Сухарница «В русских традициях». СССР, Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина (Конаково), 1950-е годы. Фаянс.
Размер: длина - 34,5 см.; ширина - 29,5 см.; высота - 6,5 см. Небольшой скол по борту.
Артикул: 19-42-37. Цена: 12 000 рублей
Аналогичная сухарница опубликована в книге: Е.А. Бубнова «Конаковский фаянс». Издательство «Изобразительное искусство». Москва, 1978. С. 37 и 47.
Аналогичные предметы опубликованы в издании: «Русский фаянс и фарфор Империи Кузнецовых (частное собрание) / Из прошлого в будущее». [Торкунова (Цуренко) И.Г., Насонова И.С., Насонов С.М.]. Издательство «Среди коллекционеров», Москва, 2015. Стр. 218-223.
Конаковский фаянсовый завод
Здание Конаковского фаянсового завода в 2008 году.
Конако́вский фая́нсовый заво́д — одно из старейших предприятий
фарфоро-фаянсовой промышленности, основанное в 1809 году Ф.-Х. Бриннером в селе
Кузнецово Тверской губернии (ныне — г. Конаково, Тверская область).
Сначала дела завода пошли в гору, он славился своей высококачественной
продукцией. Вскоре его выкупил аптекарь А.Я. Ауэрбах (1796—1846 гг.). Фабрика
стала получать заказы императорской фамилии. После смерти А.Я. Ауэрбаха, его
наследники не смогли вести дела фирмы удачно. Они попытались модернизировать
производство, вложили в это большие деньги и прогорели.
Выкупил завод в 1870 году со всеми его долгами предприниматель и заводчик
Матвей Сидорович Кузнецов, который также занимался фарфоровым производством. Фамилия
Кузнецова и название села — случайное совпадение. Оно было названо так ещё до
появления там фаянсового завода, по имевшимся там кузнечным мастерским. В 1889
году вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.
Кузнецова». Ассортимент стремительно расширялся, завод стал производить помимо
фарфора ещё фаянс и майолику. Продукция была самой разнообразной: от сантехники
до сервизов. Кузнецовский фарфор стал знаком качества.
После революции завод был национализирован и получил название
Государственной фаянсовой фабрики. 8 сентября 1923 года заводу присваивается
имя М.И. Калинина. Фабрика стала именоваться «Тверская фарфорофаянсовая фабрика
имени М.И. Калинина в Кузнецове». В 1929 году по просьбам трудящихся село
Кузнецово переименовывают в Конаково. Населённый пункт был назван в честь
революционера Порфирия Петровича Конакова. После 1937 года фабрика называлась
«Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина».
До 1929 года на заводе выпускался не только фаянс, но и фарфор. В 1920-е годы на заводе производились изделия по формам, использовавшимся до революции.
В конце 1920-х годов на заводе начали производить предметы из фаянса на
советскую агитационную тематику. Одним из первых таких предметов стал
курительный прибор в виде красноармейца.
В 1930-е годы на фабрике была выпущена серия из трёх декоративных блюд,
посвященных перелёту «Москва — Северный полюс — Ванкувер», который в 1937 году
совершили лётчики Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков и В.П. Чкалов. Автором эскиза
стал художник М. Овчинников, рисунок наносился аэрографом по трафарету. Большую
роль в становлении агитационного стиля в фаянса стал художник и скульптор
Исидор Григорьевич Фрих-Хар. До поступления на работу на конаковский завод
Фрих-Хар экспериментировал с другими материалами: деревом, металлом, камнем и
керамикой. Со второй половины 1920-х годов его главным материалом стал фаянс.
В 1930-е годы массово производились кувшины «Трактористка». Выпускались
тематические скульптуры «Пионерка, кормящая кур», «Девушка и красноармеец»,
«Сидящий матрос». Помимо тиражной продукции, на фабрике выпускались и
выставочные произведения: барельеф «Перед Ленским расстрелом», многофигурная
композиция «На южном фронте. Перед наступлением». Оба предмета находятся в
Государственной Третьяковской Галерее.
В 1930-е годы в ассортимент завода начали вводить актуальные предметы.
Одним из таких художников стала керамистка С.Б. Прессман, окончившая ВХУТЕИН.
Она проработала на заводе три года. За это время она изготовила тиражные
скульптуры «Ликбез» и «Первое радио».
Помимо предметов, носящих исключительно декоративные цели, выпускались
футляры для радио. На одном из таких экземпляров расположены представители
разных народностей в наушниках. На других — сюжет, на котором на фоне заводских
труб девушка учит маленького ребёнка азбуке.
В 1934 при заводе была открыта художественная лаборатория, которую
возглавил И.Г. Фрих-Хар. Костяк коллектива лаборатории составили художники,
получившие образование еще в дореволюционной России: И.С. Ефимов, В.А.
Фаворский, И.М. Чайков, С.Д. Лебедева. В состав лаборатории вошли выпускники
ВХУТЕМАСа А.Е. Зеленский и И.Л. Слоним, а также выпускница Киевского
художественного института М.П. Холодная, В.А. Бесперстова, окончившая
ленинградскую Академию художеств. Большая часть сотрудников не имела опыта
работы с керамикой. Коллектив подготовил большое количество эскизов рисунков
посуды, которые наносились с помощью аэрографа. Из-за особенностей нанесения
рисунки не отличались богатством палитры, некоторые изображения были
монохромными.
Наиболее яркие произведения лаборатории — «Эпроновец» И. Чайкова и
«Телятница» М. Холодной, напоминающая скульптуру «Баскетболистка» Н. Данько.
Работа художественной лаборатории привела к замещению предметов,
изготавливавшихся по формам «кузнецовского» периода предметами, затрагивающими
современную и злободневную тематику.
В 1936 году в Конаково был приглашен художник Т.З. Подрябинников. На заводе
он изучил технику нанесения печати на фаянс. По его эскизам был изготовлен
сервиз «Волга-Волга». Также он оформил предметы к ВСХВ 1939 года.
В настоящее время завод признан банкротом и заброшен. На базе художественной лаборатории завода работает
компания «Конаковский Фаянс».