Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Тарелка с изображением русского помещика на охоте в кавказкой одежде с ружьем. Российская империя, 1900-1910-е годы. Фарфор, роспись.
Диаметр - 34 см. Без
клейма.
Артикул: 777-11. Цена: 390 000 рублей
Охотничья тема в русском искусстве
Любопытно, что русские живописцы, многие из которых были охотниками,
отдавали предпочтение мирному пейзажу, портрету, историческим или религиозным
сюжетам. Даже во время наибольшей популярности жанра (вторая половина XIX –
начало XX века) было написано не так много хороших картин, а художников этого
жанра не наберется и двух десятков. А спрос на «охотничью тематику» был велик.
Вот почему даже не очень хорошие картины находили своего покупателя.
Охота — занятие по большей части мужское, а охотничьей живописью
интересовались мужчины, которые сами знали в охоте толк. Чтобы заинтересовать
их своими работами, художник должен был в совершенстве знать анатомию
изображаемых животных, разбираться в повадках диких зверей и способах охоты на
них. При оценке художественного произведения талант и мастерство живописца едва
ли играли главную роль, для него намного важнее было не ошибиться в изображении
профессиональных деталей того или иного вида охоты. Имеющие хорошую репутацию
мастера охотничьего жанра могли рассчитывать получить заказ на изображение сцен
с участием высокопоставленных особ (например, охоты Александра II, в советское
время подобным образом изображали Сталина, Ворошилова и пр.). Распространены
были и заказы портретных изображений любимых животных.
Например, анималист Швабе много раз писал портрет любимого сеттера
Александра II по кличке Милорд. Сверчков вошел в историю русской живописи, как
создатель жанра конского портрета. Его ценили за умение передавать все стати,
масть и даже характер своих «моделей». Он написал более 500 изображений самых
знаменитых верховых лошадей и рысаков. Им же были созданы конные портреты
четырех русских императоров: Николая I, Александра II, Александра III, Николая
II.
Другим известным рисовальщиком коней, собак и охотничьих сцен был Френц. Со
времен правления Александра II до 1910-х годов он проживал в Гатчине. Его дом
находился недалеко от императорской псарни, куда часто и наведывался художник.
Его умелые изображения борзых и гончих принесли Френцу славу замечательного
художника-анималиста.
Большинство художников охотничьего жанра были академиками, преподавателями
или выпускниками Академии художеств. Однако, несмотря на их приверженность
традициям академизма и салонной живописи, большая часть охотничьих сцен
выполнена с нарушением основных законов (например, не соблюдалось правило
идеализации действительности). Законы жанра вынуждали мастеров сосредоточенно
вглядываться в мир природы, изучать животных и все увиденное точно фиксировать
на полотне. Заказчики же хотели видеть изображение того, за что они так любили
охоту: томление во время ожидания появления дичи, увлекательность действия,
готовность идти на риск, бешеные погони за диким зверем и усталость после
завершения охоты.
Сегодня спрос на живопись охотничьего жанра велик и, как следствие этого,
все реже и реже в антикварных салонах можно встретить действительно
качественную живопись.
Дефицит русской охотничьей живописи на антикварном рынке заполняют за счет
картин западноевропейских художников, которых сохранилось намного больше, а
средний уровень живописи выше. Примечательно и то, что многие «русские» мастера
охотничьего жанра были иностранцами. Возможно, неприятие этой темы нашими
художниками связано с древними этическими традициями, восходящими к мастерам
иконописи. Они относились к своему ремеслу, как богоугодному делу. Для них
слова Достоевского, — «красота спасет мир», — имели почти сакральный смысл.
Поэтому в русской живописи мало сцен насилия и жестокости.
Чаще всего русские художники использовали охотничьи мотивы исключительно
для оживления пейзажей, в которые вводились изображения диких животных или
бредущих охотников с собаками. Таких работ много, создавали их как художники
охотники (граф Муравьев, Похитонов, Маковский), так и пейзажисты (Клевер,
Шишкин).