Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Тарелка «Учись грамоте – жить легче»

Тарелка «Учись грамоте – жить легче». Петроград. Государственный фарфоровый завод (ГФЗ). 1920 г. Автор росписи Р.Ф. Вильде. Фарфор, надглазурная роспись. Диаметр – 21,3 см.

Артикул: 23-40-1. Цена: 2 500 000 рублей

Марки: зеленая подглазурная А III под короной с датой 92;

голубая надглазурная — серп и молот, часть шестерни и дата 1920.

Тарелка «Учись грамоте — жить легче» с росписью по рисунку Р.Ф. Вильде 1920 года является подлинным замечательным образцом советского агитационного фарфора. Она отличается высоким качеством исполнения, ярко отражает творчество известного художника-фарфориста, представляет историческую и художественную ценность, бесспорно, имеет музейное значение.

Аналогичная тарелка опубликована: "Советский Фарфор 1917-1991. Авторы: И. Пелинский, М.Сафонова. Издательский дом «Любимая книга». Москва, 2011 г. Стр. 95.

Аналогичная тарелка опубликована: «Советский агитационный фарфор». Справочник-определитель. Автор: Эльвира Самецкая. Москва, 2004 г. Стр. 99.

Имеется экспертное заключение НОЭКСИ (Национальная Организация экспертов и области искусства) за подписью искусствоведа, заслуженного работника культуры РФ Т.А. Мозжухиной

 Тарелка украшена полихромным изображением на зеркале композиции с атрибутами учебы: книгами, глобусом, листом чертежной бумаги — на фоне скрещенных косы и граблей — атрибутов сельского труда; по борту изображены книги, тетради, исписанные листы и отдельные листы бумаги со словами лозунга Учись грамоте — жить легче.

Данная тарелка относится к произведениям Рудольфа Федоровича Вильде (1868-1942), одного из видных художников советского агитационного фарфора. Она демонстрирует многие характерные особенности его творчества. Тарелки этого автора с таким же сюжетом росписи есть в нескольких отечественных музеях. Вильде часто использовал в своих работах надписи, лозунги и эмблемы, что подчеркивает агитационный характер росписей на фарфоре. Его стилю присущи экспрессия и укрупненные формы, которые создают впечатление особой активности. Автор поместил компактную и выразительную композицию из четко обозначенных предметов на зеркале тарелки, включив в нее не только книги и глобус, но и атрибуты крестьянского труда, что соответствует реалиям своего времени: идея соединения труда и науки также нашла отражение в произведениях и лозунгах первых лет революции.

Роспись по борту тарелки с летящими листками, на которых написаны слова лозунга, отмечена особой динамичностью, свойственной многим работам художника. В надписях использован любимый автором черный цвет. Вильде в свих росписях на фарфоре демонстрирует прекрасное владение шрифтами, применяя многочисленные варианты написания букв кириллицы, его шрифты, как правило, отличаются четкостью, энергичностью и напористым характером. Однако в данном случае художник прибегает к другому изобразительному приему — буквы написаны на листках как будто несколько неуверенно, вяло и неровно, создается впечатление, что их писал человек, совсем недавно овладевший грамотой. Это вполне согласуется с темой росписи тарелки. Автор и здесь остается на высоте своего мастерства.

Марки на оборотной стороне тарелки, относящиеся к ИФЗ дореволюционного времени (в виде зеленого подглазурного вензеля императора Александра III датой) и раннему советскому периоду (в виде голубых надглазурных серпа и молота, части шестерни и даты), типичны для своего времени и не вызывают сомнения в их подлинности.