Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Ваза с изображением букетов цветов и вензелем «РЛ» в позолоченном картуше. Российская империя, заводы Гжели. 1820-1830-е годы. Фарфор, лепка, надглазурная роспись, позолота.
Высота - 33,5 см. Марок нет.
Артикул: 20-144-1. Цена: 675 000 рублей
Ваза является типичным образом декоративных изделий русских фарфоровых фабрик и мастерских, расположенных в районе Гжели. Производство фарфора в Гжели возникло в начале ХIХ века. Уже в 1810-х годах здесь работало всего несколько предприятий, а во второй четверти ХIХ века число заводов было уже около 30.
Активное использование черт ампира, которое повсеместно стало распространяться в русском фарфоре, начиная с 1810-х годов, нашло свое отражение и в продукции фарфоровых предприятий гжельского региона. Однако, на протяжении второй четверти ХIХ века среди многочисленных фабрик Гжели сформировалось несколько типов производств, часть которых представляла собой тип полукустарных мелких мастерских, а другая, напротив, с точки зрения качества исполнения, используемых материалов и технологии старалась соответствовать лучшим образцам профессионального русского фарфора того времени.
Данная ваза, как раз относится ко второму типу. Об этом свидетельствует точное соблюдение пропорций популярной в те годы в фарфоре формы фюзо, а также довольно неплохое качество позолоты. Однако наиболее яркой чертой «фирменного» гжельского стиля стал цветочный декор вазы, использованный не только в росписи, но и в лепных ручках вазы, исполненных в условной символической форме, напоминающей раскрытый розан и, одновременно, солярный символ — традиционные мотивы русского народного искусства.
При простоте технических приемов авторам росписи вазы удалось добиться необычайной нарядности полихромной надглазурной цветочной росписи. Букеты, состоящие по преимуществу из наиболее распространенных садовых цветов: пионов, виол, календулы, астр, отличают колористическая насыщенность и декоративность, умение несколькими быстрыми, размашистыми и яркими мазками кисти создать обобщенную и выразительную роспись. Расположенный на тулове вазы вензель, скорее всего, свидетельствует о ее заказном характере. С этим же, вероятно, связано и отсутствие марки.
Ваза имеет художественную ценность и музейное значение.