Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Ваза «Пейзаж со всадниками»

Ваза с изображением всадников на фоне романтического пейзажа. Российская империя, 1820-е годы, завод Батенина. Фарфор, лепка, надглазурная роспись, позолота.

Высота - 28,5 см. Марок нет.

Артикул: 20-144-12. Цена: 675 000 рублей

Данная ваза представляет собой типичный образец декоративных изделий русского фарфора, созданных в период ампира - в первой четверти ХIХ века. Ее форма — фюзо, на протяжении нескольких десятилетий была не только весьма распространенной в русском фарфоре, но и одной из любимых среди его потребителей. Многочисленные фабрики, каждая на свой вкус, до бесконечности варьировавшие мотивы этой формы, в целом сумели выработать тип дорогой декоративной вазы, предназначенной для украшения интерьера в классическом стиле.

Подобные интерьеры, распространенные в России в первой половине ХIХ века повсеместно, неизменно несли на себе отпечаток вкусов и достатка своего хозяина. Качество отделки, изощренность использованных приемов, стоимость расходных материалов, которые неизбежно отличались, в сфере фарфорового производства привели к формированию нескольких типов фабрик. Часть из них работала на широкий рынок потребителей в лице среднего дворянства, купечества и мещан, а другая, напротив, сосредоточилась на выпуске дорогостоящей продукции, предназначенной для удовлетворения потребностей Двора и аристократии. К числу тех из них, которые работали в первой четверти ХIX века, прежде всего относятся Императорский завод, заводы Гарднера и Батенина.

Завод Батенина был основан в 1812 году в Санкт-Петербурге купцом Сергеем Батениным и просуществовал до 1839 года. Столичное местоположение завода принесли ему в первые десятилетия ХIХ века значительную популярность. Так, в архивных документах Мануфактур-коллегии изделия завода были оценены весьма высоко, а их качество признано даже лучшим, чем на заводе подмосковного купца Гарднера в Вербилках.

«Столичность» завода сказалась и в использовании определенных сюжетов росписи, а также ее высоком качестве. Как правило, это заимствованные в печатной графике и популярные в пушкинское время видовые пейзажи. Этот жанр, состоявший по преимуществу из образцов романтических руин старинных замков в окружении бурной растительности, оказался наиболее близок строгому графичному стилю росписи мастеров батенинской фабрики. Дополненный стаффажными фигурами всевозможных «нездешних» охотников, всадников, путников и других героев романтической идиллии, он ясно отразил вкусы просвещенного русского зрителя тех лет, для которого при создании частного интерьера пейзаж настроения стал одним из излюбленных и предпочтительных мотивов.

Роспись данной вазы в полной мере отразила вышеперечисленные особенности изделий завода Батенина. Отсутствие на вазе марки может быть объяснено ее заказным подарочным характером. Подобные изделия нередко воспринимались как своего рода сувениры чувств, романтические подарки близких и возлюбленных.

Ваза имеет художественную ценность и музейное значение.