Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Графин. Российская Империя, Санкт-Петербург, 1-я артель, 1908-1913 годы. Серебро 84 пробы, золочение, хрусталь.
Высота - 26,5 см.
Артикул: 24-56-7. Цена: 750 000 рублей
Графин Первой серебряной артели в Санкт-Петербурге имеет антикварное и коллекционное значение.
Артель выпускала довольно простые предметы с весьма сдержанным оформлением, выполненных механическим способом. Примером является серебряный лоток с тонкими вальцованными антикизированными ободками по краю (см. Мунтян Т.Н. Произведения ведущих ювелирных фирм ХІХ-начала ХХ века. Фирма К. Фаберже. М., 2019. С.249. Кат. №100).
Имеется экспертное заключение ведущего научного сотрудника и хранителя коллекции русского ювелирного искусства 19-20 столетия в отделе «Оружейная палата» Музеев Московского Кремля, ведущего эксперта по искусству Фаберже, эксперта по атрибуции культурных ценностей Министерства культуры РФ по предметам прикладного искусства Мунтян Т.Н.
Клейма на оправе: артели ІСА; знак удостоверения Санкт-Петербургского окружного пробирного управления женская голова в кокошнике, обращенная вправо, с точкой под подбородком, в круге; проба для изделий из серебра «84».
Оправа хрустального графина для вина из белого металла (цифра пробы «84» проставлялась на изделиях из серебра) представляет собой характерный образец драгоценной утвари начала ХХ века. Проставленные на ней клейма Санкт-Петербургского окружного пробирного управления периода 1908-1927 гг. и клеймо пробы аутентичны известным нам, хрестоматийным клеймам. Клеймо производителя сбитое, затертое; его можно прочитать как «ІСА» и предположить, что оправа выполнена мастерами Первой серебряной артели Санкт-Петербурга.
Оправа графина достаточно проста и лаконична, так как предмет имеет практическое свойство. При этом она никак не затмевает красоту хрустального корпуса, имеющего нестандартную форму с горизонтальным выступом посередине с мелкой гранью «камнем», с гранеными долами наверху и слегка выпуклыми удлиненными гранями с заострениями внизу, на круглом стеклянном основании. Оправа горла - гладкая, кольцеобразная, с узким гладким валиком внизу и воронкообразным расширением наверху. Носик небольшой, плавных очертаний. Откидная на шарнире крышка слегка выпуклая, а деталь для открывания сквозная, фигурной формы. Ручка решена более декоративно гладкая, полая, она имеет форму мягкого завитка-ормушеля, с пологим завитком внизу. Акцент сделан на гладкой, полированной поверхности металла. Оправа плотно, согласно прилегает к стеклянному тулову с разнообразной алмазной гранью, Нижний узкий отогнутый валик оправы расположен прямо над пологими арочными завершениями граней, а конец ручки приходится на середину длинной нижней грани с лепестковым завершением. Между стеклом и металлом нет ни малейшего зазора. Несмотря на то, что стекло не является предметов нашего рассмотрения, можно на основе визуального осмотра сделать вывод, что оно имеет следы бытования, как и материал (гипс?), при помощи которого к нему крепится оправа.
Первая серебряная артель в Санкт-Петербурге 1908-1913 гг.
Первая серебряная артель была основана в начале XX века в Санкт-Петербурге на базе мастерской Юлиуса Раппопорта, известного ювелира и подрядчика фирмы Карла Фаберже. В 1910 году, уходя на пенсию, Раппопорт передал свою мастерскую сотрудникам, организовав их в артель — первое ювелирное кооперативное объединение в России. Мастерская располагалась по адресу Екатерининский канал, 69.Руководил артелью Матвей Ламб Кемпас, а в её состав вошли мастера, ранее работавшие под началом Раппопорта. Артель функционировала с 1908 по 1911 годы, выполняя заказы исключительно для фирмы Фаберже, которая поддерживала её финансово, предоставляя кредиты и выплачивая комиссионные. Это сотрудничество способствовало стабильности и высокому статусу артели на рынке. Продукция артели маркировалась клеймом «ICA» и включала широкий ассортимент изделий: от мелких канцелярских принадлежностей до сложных декоративных композиций, таких как парадные украшения для обеденных столов (сюрту-де-табле). Высокое качество продукции артели обеспечивало ей популярность среди аристократии и элиты. Несмотря на поддержку Фаберже, артель столкнулась с внутренними проблемами, включая разногласия среди мастеров, увеличение себестоимости и снижение качества продукции. Эти факторы привели к её закрытию в период 1912–1913 годов. Среди изделий артели встречаются предметы имеющие клейма Московского пробирного управления , свидетельствуя о заказе предмета для Московского отделения фирмы Фаберже или переезде мастера артели изготовившего ювелирное изделие в Москву.