Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Ковш большой «Богатырь»

Ковш большой «Богатырь». Россия, конец ХХ века. Серебро, хрусталь. Модель 1900-х гг. ювелирной фирмы Хлебникова. Размер: 55х26 см.

Артикул 21-92-5. Цена: 975 000 рублей


Декоративная настольная ваза из резного хрусталя и оксидированного серебра, уподобленная по своей форме древнерусскому ковшу-утице.

Монументальная декоративная ваза из хрусталя и серебра «Богатырь» обладает художественной значимостью современного ювелирного изделия-реплики, выполненного на высоком профессиональном уровне ювелирного мастерства.

 

Фигурная серебряная оправа хрустального тулова вазы состоит из длинной ручки-скобы с одного края и скульптурной накладки в виде головы русского былинного богатыря с другого конца. Драгоценное ювелирное изделие упаковано в деревянную коробку с откидной на петлях крышкой, с бархатным ложементом, 2-мя латунными ручками и замочком в передней стенке, на внешней стороны крышки, в центре — гладкая латунная шильда для дарственной надписи или владельческих инициалов.

 

Серебро 84 пробы (по реактиву), литье, художественный штамп, резьба, оксидирование, полировка. Бесцветный хрусталь, резьба, шлифовка, гранение в технике «русский камень». Общая сборка. Дерево (дуб), бархат,латунь.

Общие размеры: коробка - 23,7х65,2х38,1; ковш - максимальная высота по ручке - 27,2 см, максимальная длина - 55,2 см, максимальная ширина по хрустальному корпусу - 19,8 см.

 

Декоративная настольная ваза из резного хрусталя и оксидированного серебра, органично уподобленная в своей внешней форме древнерусскому деревянному или серебряному ковшу-утице является великолепным образцом современной работы российских мастеров-ювелиров Москвы или Санкт-Петербурга. По своему общему дизайну драгоценная ваза-ковш является типичной и профессионально выполненной исторической аллюзией изделий материальной культуры допетровской Руси XVI - XVII веков. В своем металлическом декоре она смотрится достаточно близкой репликой подлинной, имеющейся в музейной коллекции, детали предполагаемой (не сохранившейся) хрустальной вазы в серебряной оправе со скульптурным изображением в виде «головы старого витязя в шлеме с бармицей на плечах…головы Из Поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», изготовленной в начале ХХ века московскими мастерами широко известной фирмы Хлебникова, Поставщика Русского Императорского двора. О том, что прототипом художественного решения серебряного скульптурного декора в виде головы русского былинного богатыря для данной хрустальной вазы-ковша послужил фрагмент изделия фирмы — Хлебникова, свидетельствует научная публикация с фотоизображением серебряной декоративной фигуры (голова витязя в шлеме с длинной бородой) от оправы хрустальной вазы 1908-1917 годов (см.: С.Я. Коварская «Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова». Каталог фондовой коллекции музея «Московский Кремль», М., 2001, стр. 101, № 167).


               

Именно эта существующая деталь от несохранившегося «хлебниковского» ювелирного предмета из хрусталя и серебра, синтезирующая образ сказочной головы витязя из знаменитой поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», богатырей из русских народных былин, книжно-журнальных иллюстраций и русской живописи в виде картины «Богатыри» (1898 г.) работы В. Васнецова (купленной П.М. Третьяковым для своей галереи), привела к прямым заимствованиям в стилевом решении при изготовлении нового современного ювелирного изделия. Несмотря на то, что декоративная хрустальная ваза в серебряной оправе изготовлена в конце ХХ века, она полностью отражает «неорусский стиль» и —национально-романтические тенденции в отечественном декоративно-прикладном искусстве начала ХХ века и является очень удачной реминисцентной стилизацией актуальной и очень модной художественной продукции ведущих столичных ювелирных фирм (Хлебникова, Овчинникова, Фаберже и др.). В соответствии с замыслом по созданию качественной и очень близкой к старым оригиналам вещи-реплики, на серебряной арматуре данной вазы проставлены клейма фирмы Хлебникова в Москве и клеймо пробирного надзора с 84 пробой серебра, которые также являются вольной реконструкцией исторического клеймения в дореволюционном ювелирном деле России.

Будучи сугубо современным изделием настольная ваза/ковш-утица в точности воспроизводит не только художественный стиль эпохи старой императорской России, но и изготовлена из тех же материалов, в тех же самых ювелирных техниках и общих размерах. Так же, как и в старину ваза в виде ковша-утицы выполнена в эксклюзивной манере дорогого ручного производства, внешне эффектна, имеет высокий художественно-технический уровень изготовления, обладает прекрасной сохранностью и может быть функционально использованной в современном быту вещью. Богатый резной орнамент хрустального тулова в виде овалов, трельяжных решеток, звездчатых розеток и гранения в технике «русского камня» создает веселую игру цветных световых бликов на поверхности изделия, которые прекрасно уравновешены великолепным литым из серебра образом сурового былинного богатыря в шлеме и кольчуге, надежного защитника своего Отечества.