Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Кинжал. Российская Империя. Дагестан, Кубачи, 1890-е – 1910-е гг. Серебро, чеканка, гравировка, чернь. Клинок – сталь.
Общий размер кинжала – 53,5 см.; длина клинка – 39 см.; рукоять – 12 см.; ширина клинка – 3,3 см.
Сувенирная продукция, конструктивно схожая с оружием. Не является холодным, метательным, колющим оружием.
Артикул 21-125-7. Цена: 450 000 рублей.
Прикоснитесь к таинству древнейшего искусства Кубачи! Не только на Кавказе, но и в Ираке, Турции, других странах на протяжении многих веков особенно ценилось кубачинское оружие. Старожилы селения и сегодня с гордостью рассказывают о том, что двурогий шлем Александра Македонского, меч русского царя Мстислава, щит Александра Невского, сабля для Надир-Шаха и набор оружия, который был подарен Александром III королеве Виктории (сейчас этот экспонат находится в музее Лондона) были изготовлены местными мастерами и подарены стратегам. Кубачинские сабли, штыки и кинжалы были на вооружении народов Северного Кавказа и Ближнего Востока. А в XIX веке после присоединения Дагестана к России часть русской армии вооружилась клинками, выполненными кубачинскими мастерами!
История кубачинского серебра
Кубачи – в переводе с турецкого, «кольчужники», издревле славились ювелирным и оружейным ремёслами. Это мастерство принесло им мировую славу. Лучшие клинки отправлялись к ним со всего мира для отделки серебром, золотом, слоновой костью и другими материалами. Этот народ мог ковать наитончайшие двойные кольчуги, надежно защищавшие тело от ударов сабли, кинжала или стрелы, изготавливать драгоценные латы, а помимо этого, варить настоящую «дамасскую» сталь, которую они так же отделывали серебром, золотом и слоновой костью.
Кубачи - так больше шести веков назад турки назвали небольшое поселение, что находится на территории современного Дагестана, на высоте практически 1800 метров, жители которого в совершенстве владели, и владеют до сих пор, искусством художественной ковки и ювелирного дела. В некоторых источниках они также именовались зирихгераны, что в переводе с фарси означает «страна тех, кто делает доспехи». Художественная отделка рукоятей мечей и другого оружия, а также украшения выполнялись столь тонко и умело, что среди заказчиков у тамошних мастеров было немало знатных и царственных особ. Так, некоторые историки уверяют, что двурогий шлем для Александра Македонского был создан именно кубачинскими мастерами. Они же изготовили щит для Александра Невского, саблю для Надир-Шаха и набор оружия, который был подарен Александром III королеве Виктории. Сейчас этот экспонат находится в музее Лондона.
Несмотря на то, что аул с именитыми мастерами в Дахадаевском районе Дагестана носит турецкое название Кубачи, сами жители именуют его довольно грозно «Угбуг», что переводится как «убийцы» или «губители». Но это относится не к самим кубачинцам, а к тому оружию, которое они изготавливают. Искусству их ковки и чеканки клинков нет равных практически нигде в мире. Лучшие из них могут, как уверяют умельцы, срезать шляпки с железных гвоздей, при этом на самом оружии не остаётся никаких следов. Для мастеров Кубачи их умение – это целая философия и долгая история. Первые упоминания об искусниках оружейного дела в этом поселении, судя по арабским письменным источникам, принадлежат к IV веку. За это долгое время, прошли сотни войн, сменялись религии – от язычества к христианству, и затем к исламу, но ремесло жителей оставалось неизменным несколько десятков веков подряд.
Кубачинцы исполняют практически любую работу с металлом. Существует даже легенда о том, что первый кубачинец родился с кинжалом в одной руке и ювелирным штихелем – в другой. Для горцев Дагестана ювелирное и оружейное дело всегда было одним из наиболее важных, а в ауле Кубачи едва ли не каждый мужчина считал долгом овладеть мастерством кузнеца по золоту и серебру.
Техник и видов художественной обработки металлов у
кубачинских мастеров бесчисленное количество: ковка, литье, гравировка, чеканка,
чернение, монтировка по серебру, насечка золотом и серебром по железу,
инкрустация драгоценными металлами по слоновой кости, скань, филигрань. Изделия
кубачинцы богато украшали и делают по сей день драгоценными и полудрагоценными
камнями – сердоликом, кораллом, альмандином, бирюзой, гранатом, яшмой,
лазуритом, агатом, цветным стеклом. Технику чернения можно назвать типичной для
кубачинцев.
Она представляет собой особый сплав, содержащий медь,
свинец, серебро и серу, которым вещь покрывалась перед тем как нанести на неё
рисунок и насечку. Многие узоры на изделиях имеют особую древнюю символику,
смысл которой в языческих верованиях, они символично изображают птиц, коней,
змей и других животных. В свои времена эти предметы служили в качестве амулетов
и оберегов.
С изделиями кубачинцев связаны ритуалы и обряды. Например, кулухме - массивные браслеты из темного серебра или золоченые, инкрустированные бирюзой, гишерами и зернью, переходили от матери к дочери, как величайшая ценность и одни из главных атрибутов приданого. Девушка надевала один или несколько этих браслетов на свадьбу – во время торжественного обряда, затем могла надеть по прошествии трёх или сорока дней после свадьбы и перед рождением первенца. После этого она хранила эти браслеты, никогда больше не надевала их, и впоследствии, передавала своим дочерям, когда у них наступал срок свадьбы. Эти браслеты служили для женщины и в качестве приданого, и оберегами.
Мастерство кубачинцев не только в умении художественно
ковать метал, но и в его плавлении. Издревле сырьё для изделий добывалось
самими жителями поселения и плавилось в особых каменных печах, устройство
которых было придумано самими мастерами. Златокузнечество и по сей день
остаётся одним из основных занятий селян. Многие мастера содержат дома музеи,
экспонатам в которых может быть по нескольку сотен лет, и они передаются от
родителей к детям из поколения в поколение.
Кубачинцы – мастера не только в изготовлении оружия, но и предметов быта – кувшинов, подносов, бокалов и прочей утвари. Например, мунчалы – типичные изделия для аула Кубачи. Есть легенда, которая гласит о том, что во времена Надир-шаха, селение было осажено его войсками. Кубачинцы же выставили на крыши кувшины-мунчалы, наполнив их негашеной известью, и стали поливать водой. От них пошёл дым, который турецкие войска приняли за дым от фитилей ружей и мушкетов, и в спешке отступили. Тем же самым способом кубачинцам удалось обмануть и русские войска генерала Моисея Аргутинского-Долгорукого в июне 1844 года.
Во времена царской России и даже на протяжении многих лет в
советские времена, среди военных было модным носить кинжалы, сабли и другое
холодное оружие, выполненное кубачинскими мастерами. Висящие в некоторых домах
на коврах секиры или сабли были признаком роскоши.
Кстати, умельцы аула Кубачи не только мастера чеканки и росписи по металлу, но и по камню. Надгробия на многочисленных кладбищах, что окружают аул – практически произведения искусства – художественное нанесение надписей и древних символов на старинных памятниках, немало рассказало историкам о том, как эволюционировало мастерство народа Кубачи.
Основное же занятие – работа с металлом. В этом умельцы
достигли практически совершенства – самостоятельная добыча, смешение, плавление
руды, работа самодельными инструментами, ковка в ими самими изобретённых печах
и т д. Мастерство кубачинцев было «выковано» долгими столетиями. Есть легенда о
том, что несколько веков назад персидские златокузнецы прислали в Кубачи тонкую
проволоку, заявив, что, если там смогут вытянуть такую же, тогда их мастерство
будет признано по праву. В ответ на это кубачинцы проделали отверстие в
полученной проволоке, и, сделав из неё трубку, выслали обратно.