Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Бенуа А.Н. «Горный пейзаж. Этюд»

Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960) «Горный пейзаж. Этюд». Первая четверть ХХ века. Бумага, акварель. Размер: 21,2х29,3 см.

Артикул: 20-86-8. Цена: 675 000 рублей

Имеется экспертное заключение Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).

Справа внизу подпись: «Александръ Бенуа», выполнена пером коричневыми чернилами.

Работа выполнена в один сеанс. Передача освещения, темп работы, обобщенность трактовки природных форм, свежесть передачи натурного впечатления позволяют рассматривать данную акварель как натурный этюд.

Орфография подписи дает основание отнести этюд к периоду до эмиграции художника во Францию (1926 г.).

Произведение выполнено на высоком профессиональном уровне и имеет несомненное музейное значение.

БЕНУА Александр Николаевич (4 мая 1870 г., Санкт-Петербург, Российская империя — 9 февраля 1960 г., Париж, Франция)

Г.С. Верейский. Портрет Александра Бенуа, 1924 год

Бенуа Александр Николаевич (фр. Alexandre Benois) — русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства».

Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А.К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества. В 1885—1890 годах учился в частной гимназии К.И. Мая, где познакомился с будущими соратниками по «Миру искусства» Дмитрием Философовым, Вальтером Нувелем и Константином Сомовым.

Некоторое время в 1887 году был вольнослушателем Академии художеств, но не закончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая. Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии» — картины, изображающие прогулки по парку «короля-солнца» Людовика XIV. В 1897 году Бенуа приобрёл известность благодаря серии акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанной под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Три картины с этой выставки были приобретены П.М. Третьяковым. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции.

Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Вместе с С.П. Дягилевым, К.А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России». Бенуа — один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот термины «авангард» и «русский сезаннизм».

В 1903 году Бенуа создал один из шедевров отечественной книжной графики — серию иллюстраций к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Однако они были отвергнуты как «декадентские». Иллюстрации приобрёл С.П. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства» (1904 г. № 1). Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа». В 1905 году художник продолжил работу над иллюстрациями — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Евгении. В 1917-м году книгу набрали в типографии Р.Р. Голике и А.И. Вильборга, но предприятие это было национализировано, и книга увидела свет только в 1923 году — под маркой Комитета популяризации художественных изданий. Печаталась она в Государственной типографии им. Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В.И. Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. В книгу вошло 37 рисунков Александра Бенуа.

В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904), едва ли не единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.

«Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. По некоторым сведениям, 34 хромолитографии с золотом и серебром были отпечатаны в сотрудничестве с типографией И. Кадушина. На книгу была установлена высокая розничная цена — 3 рубля. Тираж составил 2500 экземпляров.

В 1908—1911 годах — Бенуа стал художественным руководителем «Русских сезонов» С.П. Дягилева, прославивших за рубежом российское балетное искусство.

В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями Бенуа. Основой оформительского замысла служат шесть страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей; стремительный проход Германна через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.

Художник подробно, продуманно, с любовью воспроизводит городскую архитектуру, костюмы, быт пушкинского времени. В иллюстрациях заметно и влияние театра: над игорным столом в шестой главе пролетают вполне театральные Чёрт и Фортуна, а завершающая листовая иллюстрация — Смерть задёргивает театральный занавес и гасит свечи, последний музыкант уходит из оркестровой ямы — рождает прямую аналогию с финалом спектакля.

Хотя впоследствии критики не раз отмечали недостатки иллюстраций к «Пиковой даме», «графический наряд» которой представлялся им слишком пышным, картинным и несколько тяжеловесным для «„нагой прелести“ пушкинского текста», тем не менее выход книги стал значительным событием русской художественной жизни начала XX века, а современники Бенуа видели в ней живое воплощение духа артистизма.

После Февральской революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в работе различных организаций, связанных с охраной памятников искусства и старины.

В 1919 году Бенуа возглавил картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. Последней работой Бенуа в театрах советской России стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ.

В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции — альбом «Версаль», где акварели художника сопровождаются его же текстом. В издание включены 26 акварелей художника; помимо этого, вступительную статью и список рисунков сопровождают заставки и концовки — они отпечатаны в технике цинкографии. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического содержания и девизом Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и множеству») и иллюстрированную обложку.

Версаль был одной из любимых тем художника. В основе данной работы — многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его знаменитым версальским сериям.

Версаль для Бенуа — олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства. В статье, предваряющей альбом, он так формулирует эту важную для него мысль: «…Версаль — не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюблённого в природу человечества, властвующего над этой самой природой… монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести, объединённым человеческим усилиям для общих целей».

В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.

В 1926 году А.Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С.П. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала.

В этот период он создал серию видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания». Иллюстрировал книги русских и французских авторов — «Страдания молодого Вертера» («Les souffrances du jeune Werther») А. Моруа (1926), «Уроки любви в парке» («La leçon d’amour dans un parc»), 1927, «Григорий Орлов» А. Попова (1946). В 1927 г. много работал над циклом акварелей к роману А. де Ренье «Грешница» («La pécheresse»). В 1945 году создал сюиту из сорока четырёх акварелей к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Эти последние книги так и не вышли в свет — оригиналы рисунков первой хранятся у Рене Герра, несколько акварелей к обеим книгам сохранились и в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. В целом книжных работ парижского периода у Бенуа не так много и они не такие яркие, как в дореволюционные годы.

В последние годы жизни художник трудился над мемуарами «Мои воспоминания», на страницах которых воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий Серебряного века. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляет… Статьи и письма 1917—1960 гг.». Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.