Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Икона «Святого Благоверного князя Игоря Черниговского»

Икона «Святого Благоверного князя Игоря Черниговского»

«Нет в наличии»

Икона «Святого Благоверного князя Игоря Черниговского» в окладе. Россия, Москва, начало ХХ века. 1-ая Московская Артель

Икона «Святого Благоверного князя Игоря Черниговского», созданная в начале ХХ века, украшенная шикарным  серебрянным окладом, созданным мастерами 1 Московской Артели и имеющая дарственную табличку на обороте, представляет историко-культурный интерес и имеет историко-художественное значение.

Икона - дерево, грунт, масло; оклад – серебро, позолота, штамповка, чеканка, гравировка, эмаль по скани, перегородчатая эмаль, расписная эмаль, монтировка.

Клейма и маркировки: на нижнем бортике-отгибе, на венце слева, на отвороте  плаща слева, на нижнем торце свитка, на синем фоне слева, на квадратах углов по торцам,  в нижней части арки слева, на квадратах колонн клёпа по центру, на колоннах в верхней части основного элемента, а также на нижней части слева на памятной табличке имеются следующие клейма: в прямоугольном   щитке «1яМ.А.»; в овале – пробирное клеймо «84» и женская голова в кокошнике и треугольником сзади, повёрнутая вправо.

На оборотной стороне – серебряная табличка сложной формы с памятной надписью вязью: «Его Императорскому Высочеству Князю Игорю Константиновичу от Московского купеческого общества 29 мая 1912 года». Надпись сделана эмалью.

Икона написана на старой иконописной доске, оборотная сторона закрыта вишневой тканью. Лицевая сторона без ковчега.

Князь Игорь изображен в полный рост, облаченный в длинный кафтан синего цвета, украшенный геометрическими рисунками и подпоясанный вышитым поясом. Подол и манжеты расшиты золотом, на плечи наброшен алый плащь  корзно с золотой каймой, застегнутый золотистой фибулой у правого плеча. На голове у святого княжеская шапка с меховой оторочкой, а на ногах изящные сапожки. В правой руке Святой Игорь держит крест ¬– символ православной веры, в левой – развернутый свиток. Лик князя, обрамляют седые волосы, усы и небольшая борода. Густые брови, подчеркивают большие печальные глаза, в которых читается страдание и всепрощение. Фигура князя, расположенная в центре композиции, статична. Образ написан в академической манере традиционно.

Икона убрана в богатый серебряный оклад, украшенный эмалями, сканью, чеканкой и золочением.

Одежды святого Игоря высокорельефные, очень нарядные, построены на контрасте  золота и серебра со сложными чеканными и накладными рисунками. Венец и шапочка украшены эмалью, основной цвет которых золото и небесно голубой дополнены белыми, темно-синими и зелеными эмалями, гармонично сочетающимися с его кафтаном и рубашкой. Темно-красные вкрапления эмали имитируют драгоценные камни.

             Фигура мученика размещена на голубом фоне, украшенном тонким серебряным сканным орнаментом и золотом поземе с гравированным геометрическим узором, имитирующим плиточный пол.

            Над ним – арка,  богато украшенная эмалями, опирающаяся на пилястры с капителями и базами.

Фон в углах средника расчеканен стилизованными листьями и шишкообразными плодами, между которыми вкомпонованы круглые дробницы с изображением розовокрылых серафимов на голубом фоне. Причем, мастер используют в их исполнении художественную эмаль.

Под ногами князя параллельно нижнему краю оклада располагается профилированная накладная полоса, возвышающаяся над фоном. Она декорирована растительным сканным узором, залитым эмалью и окаймлена жемчужником белой эмали. В центре полосы – дробница с именем святого «Св. Благов. Великий князь Игорь».

По краям оклада наложены полуцилиндрические валики-трубы, основной мотив которых продольные сканные проволочки на голубом фоне обвиты листьями, расписанными розовым по белой эмали.

Оклад выполнен мастерами Первой Московской Артели (1908-1918 гг.), о чем свидетельствуют клейма на изделии. В это время в Москве одна за другой организовывались артели ювелиров и серебряников, специализировавшиеся на определенных типах продукции. В них объединялись мастера, оставившие крупные предприятия,  в целях совместного производства и сбыта изделий. Все работники артели несли коллективную ответственность за качество своих изделий, которое  по этой причине было традиционно высоким. За время своей деятельности Артель изготовила огромное количество серебряной продукции очень высокого качества, в том числе многочисленные оклады для икон.

Кроме того на окладе стоит городское клеймо Москвы – женская голова в кокошнике и треугольником сзади, повёрнутая вправо. Такое клеймо стало ставиться на серебряных изделиях в Москве с 1908 года.

Оклад выполнен в лучших традициях русского  серебряного дела, в котором прослеживается влияние искусства модерна, опирающего на национальные традиции.  При его изготовлении использованы сразу несколько техник работы по металлу (литье, выколотка, просечка, чеканка, гравировка). Нестандартным является и прием сочетания цветов двух металлов: золота и серебра (содержит в себе аллегорический намек на высокое положение особы, которой принадлежит предмет). Отдельно следует отметить подбор орнаментальных мотивов, в которых как будто оживают и традиции золотошвейного мастерства, и ковроткачества, и искусства украшения интерьера и мебели. Завитки и цветочные мотивы словно стремятся визуально несколько смягчить изначальную сугубо мужскую суровость образа, сохранив при этом общее ощущение царственности и монументальности. При всем внимании к детали, предмет очень целен и выразителен по силуэту.

Надо отметить, что искусство начала XX века — один из интереснейших периодов в истории русского золотого и серебряного дела, время расцвета технического мастерства, создания отечественной ювелирной промышленности, дальнейшего развития и утверждения национальных форм. Особая стильность, декоративная манера, которая исходила из стремления к обновлению художественного языка искусства, была неотъемлемой чертой всех изделий этого периода. Большие возможности ювелирного искусства, при которых различные техники и материалы — графическая резьба, тонирование цветной позолотой, живописная красочная эмаль, разнообразие сканого узора, объемный рельеф, драгоценные и полудрагоценные камни — органично сливаясь в единую художественную систему, где большое место отводилась эмали.

Эмалевым производством широко занимались 1-я, 6-я, 8-я, 11-я, 12-я, 15-я, 20-я и 26-я артели ювелиров, которые в Москве возникли около 1908 года (всего их было около тридцати). Новое стилистическое направление в разнообразных серебряных изделиях с многоцветной эмалью, в основном по сканому орнаменту, было органично ими воспринято. Кроме драгоценных окладов, получили распространение, народные формы посуды — ковши, ковшики, братины, горшочки, отличающиеся насыщенностью декоративных элементов. Изменилась и система украшения — поверхность изделия стала рассматриваться как своеобразное живописное панно, построенное по определенным цветовым и линейным ритмам, включающими стилизованные растительные мотивы, а также совершенно новые формы стиля модерн и новорусского стиля. Наряду с изменениями структуры и форм орнаментации в серебряных с эмалью изделиях появились контрасты фактур — например, многоцветной с канфаренным фоном, со скаными деталями; сложнее и разнообразнее стали цветовые решения — от ярких звучных гамм до приглушенных пастельных, активнее зазвучала скань, которая приобрела новый декоративный эффект и использовалась уже не только как вспомогательное обрамление эмалевого узора. Наряду с традиционными видами сканой орнаментации появились совершенно иные — кружочки из туго закрученной спирали, цепочки кольчужного плетения, чешуйки, палочки, веера с шариками зерни на концах, условно-геометрические, переходящие в абстрактные формы,— что значительно обогатило декоративные возможности украшения драгоценных предметов.

Все это отчетливо проявилось на данном окладе. Голубая эмаль, белая скань, золотой плащ и серебряный кафтан, декорированный золотым узором, золотые листы пола, а также цветочный орнамент арки и  пилястры с разнообразным рисункам придают образу Святого Благоверного князя Игоря необычайную нарядность и декоративность.

На обороте иконы – серебряная табличка, говорящая о том, что икона была подарена Князю Игорю Константиновичу Московским купечеством 29 мая 1912 году в день его рождения.

               Великий князь Игорь Константинович



Игорь Константинович Романов (29 мая (10 июня) 1894, Стрельна — 18 июля 1918, около Алапаевска) — русский князь императорской крови, сын великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны, правнук императора Николая I. Небесным покровителем новорожденного князя стал Великий Князь Игорь Ольгович, Черниговский и Киевский, в крещении Георгий, в иночестве – Гавриил, память которого совершается  5 июня и 19 сентября.

12 июля 1914 года князь окончил Пажеский корпус и был произведён в корнеты с назначением в лейб-гвардии Гусарский полк. В начале Первой мировой войны ушёл с полком на фронт. В конце августа 1914 г. вместе с 4-м эскадроном полка вышел из окружения в Восточной Пруссии. Был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Георгиевским оружием. В октябре 1915 года был отправлен для лечения воспаления лёгких в Петроград. В связи с невозможностью по болезни продолжать службу на фронте, отчислен из строя. 27 февраля 1916 года пожалован званием флигель-адъютанта. Игорь Константинович был произведён в поручики, а затем зачислен в списки лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской фамилии полка. После революции по декрету большевиков был арестован и выслан из Петрограда сначала в Вятку, а потом на Урал. Недолго содержался в Екатеринбурге, где один из доброжелателей предложил князю свой паспорт, чтобы тот смог бежать. «Игорь Константинович говорил, что он не сделал ничего худого перед Родиной и не считает возможным поэтому прибегать к подобным мерам». Содержался в Алапаевске. В ночь на 18 июля 1918 года был  убит вместе с рядом других членов рода Романовых. В 1919 году останки князя были захоронены в Алапаевском соборе. Потом белогвардейцами они были перевезены в Пекин в склеп при храме Святого Серафима Саровского). Князь был канонизирован Русской православной церковью заграницей в сонме Новомучеников Российских 1 ноября 1981 года.

Святой благоверный князь Игорь Черниговский жил в середине 12 века, в эпоху княжеских междоусобиц. Старший брат Игоря, Всеволод, правил Киевом всего два года, вел непрерывные войны и настроил против себя все киевское боярство. Перед смертью он назначил Игоря своим преемником, но Киевское вече отказалось исполнить волю князя. Игоря взяли в плен и заточили в Феодоровом монастыре. Там благоверный князь принял монашеский постриг. Год спустя вече решило расправиться с князем-иноком. Бушующая толпа ворвалась в храм во время службы, схватила Игоря и князь был жестоко убит. Мощи святого Игоря находятся в Спасском соборе города Чернигова.

Первые иконы князя Игоря дошли до наших времен в неизменном виде. На них святой изображен в одеждах инока. Во времена правления Петра благоверного князя начали изображать в княжеских одеяниях. К сожалению, таких икон сохранилось очень мало.

Князь Игорь был канонизирован в родном Чернигове и почитается в православии в лике благоверного, а также страстотерпца. Память святого и благоверного великого князя Игоря Черниговского празднуется Церковью дважды в году: 18 июня (5 июня по старому стилю) и 2 октября (19 сентября по старому стилю). В честь него была названа Игоревская икона Божией Матери, перед которой князь молился в последние минуты своей жизни.

Икона Святого благоверного князя Игоря Черниговского защищает от предательства. В молитвах, обращенных к святому, просят о сохранении семьи от бед и всяких печалей, чтобы все были дружны и терпеливы. Икона Святого благоверного князя Игоря Черниговского помогает жить в мире и благополучии. К святому обращаются больные с просьбой об исцелении. Женщины просят его о даровании искренней любви. Тем же мужчинам, для которых святой Игорь Черниговский является небесным защитником, икона помогает достичь благополучия и процветания.