Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Скульптура «Порыв ветра»

Скульптура камерная «Порыв ветра». Франция, первая четверть ХХ века. Автор: Дмитрий Харламб Чипарус. Бронза, литьё, чеканка, гравировка, патинирование, золочение, тонировка, резьба, цветной поделочный камень - оникс, слоновая кость.

На оборотной стороне скульптуры, на одежде, гравирована подпись автора — «Chiparus». Начертание подписи соответствует аналогам.

Высота с постаментом - 18 см.

Артикул 22-7-1. Цена: 3 600 000 рублей

Предмет находится в хорошей коллекционной сохранности. Имеет антикварное, культурно-художественное и музейное значение.

 

Камерная скульптура из патинированной бронзы на прямоугольном основании из цветного поделочного камня — светлого оникса, изображает женскую фигуру, изящно склонившуюся под порывом холодного сильного ветра. Дама одета в плотно прилегающую шапочку- «шлем» и пальто с меховым воротником, и муфту, в которую она прячет озябшие руки. Ветер приподнял одежду, обнажая при этом стройные ножки, обутые в сапожки на высоких каблуках.

Головка скульптуры вырезана из слоновой кости, детали одежды и сама фигурка отлиты из бронзы. Для передачи фактуры материала бронза покрыта патинированием, цветным тонированием, и расписана золочением.

 В представленной скульптуре обращает на себя внимание тончайшая резьба по слоновой кости, передающая детали лица, и точное отражение облика парижской модницы 1920-х годов. Для данной скульптуры характерны естественность и непосредственность в передаче движений, что позволяет отнести работу к периоду Ар Деко.

Ар Деко, варианты: ар деко, арт деко, арт-деко (букв. «декоративное искусство») — течение в декоративном искусстве первой половины ХХ века, проявившееся в архитектуре, моде, скульптуре и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты Ар Деко — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, лучшие бронза и серебро). Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Nodernes», дала жизнь термину «ар-деко». На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Стиль Ар Деко, появившийся во Франции и просуществовавший на протяжении 1920-1930-х годов, в настоящее время уверенно завоевывает свои позиции не только в сердцах искусствоведов, но и тех, кто воспринимает искусство исключительно с позиции эстетического восприятия — коллекционеров антиквариата.

Дмитрий Харламб Чипарус (Demetre Haralamb Chiparus (16 September 1886, Dorohoi, Romania— 22 January 1947, Paris, France) — крупнейший скульптор эпохи Ар-деко.

Родился в Румынии, в 1909 году отправился в Италию. Учился у скульптура Раффаелло Романелли. В 1912 году Чипарус эмигрировал в Париж, где посещал занятия Парижской Академии Изящных искусств, брал уроки у Антонина Мерсье и Жана Буше. Чипарус начинал с небольших скульптур реалистического характера, первый показ которых состоялся в 1914 г. на Парижском салоне. Первые серии скульптур мастера, запущенные в производство, представляют собой изображения детей.

С 1920-х гг. сложился зрелый стиль Чипаруса, отличавшийся высокой декоративностью и эффектностью. Отныне творчество мастера было посвящено преимущественно изображению танцовщиц и прекрасных женщин своего времени. Большая часть прав на реализацию скульптур Чипаруса была приобретена бронзолитейным заводом Edmond Etling et Cie, директором которого был Жюльен Дрейфус. Мастерские Les Neveux de J. Lehmann были вторым бронзолитейным заводом, постоянно сотрудничавшим с Чипарусом.

Чипарус редко выставлял свои работы на ежегодных парижских салонах. В 1928 году он продемонстрировал скульптуру «Метательницу копья», в 1928 году — танцовщицу «Та-Кео».

 

В период нацистских гонений и второй мировой войны работы Чипаруса почти перестали приобретаться литейными мастерскими. Экономическая ситуация не благоприятствовала развитию декоративного искусства, материальное положение многих скульпторов ухудшилось. С начала 1940-х гг. Чипарус не продал почти ни одной своей модели, но продолжал работать для себя, выполняя анималистические скульптуры в манере Art Deco. В 1942 году на Парижском салоне были выставлены его скульптуры «Полярный медведь» и «Американский бизон» из гипса, а в 1943 году им были показаны скульптуры полярного медведя из мрамора и пеликана из гипса. Мастер умер в 1947 году.

Скульптуры Чипаруса являются классическим проявлением стиля Art Decо в декоративной скульптуре из бронзы и слоновой кости. Традиционно выделяется три фактора воздействия на творчество мастера: «Русский балет Дягилева», искусство Египта и в меньшей степени авангардное искусство.

Работы Чипаруса являются абсолютным отражением своего времени, воплощением духа 1920-1930-х гг. Опираясь на старейшую парижскую традицию высококачественного декоративного искусства, они совместили в себе элегантность и роскошь, воплотили сущность своего времени. Художественный интерес к работам Чипаруса возобновился в 1970-е годы, а с 1990-х гг. он постоянно возрастает.

Скульптура «Порыв ветра» технологически выполнена как бронзовая отливка, покрытая патиной, на высоком художественном уровне, по модели мастера, в одной из лучших в мире парижских бронзоволитейных мастерских. Такие скульптуры не только украшали аристократические интерьеры европейских особняков, но и охотно приобретались в качестве представительских подарков и использовались как элементы украшения интерьера.

По совокупности стилистических и технологических признаков, подписей, клейм, следам старения материалов, это подлинная бронзовая патинированная, с деталями из слоновой кости, скульптура «Порыв ветра», изготовленная во Франции, в Париже, скульптором Д.Х.Чипарусом в 1-й четв. ХХ века.

 

Находится в хорошей коллекционной сохранности. Имеет антикварное, культурно-художественное и музейное значение.