Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Скульптура «Восточная танцовщица»

Скульптура «Восточная танцовщица». Франция, середина ХХ века. Скульптор: Дмитрий Харламб Чипарус. Бронза, Литьё, чеканка, патинирование, тонирование, золочение, гравировка

Размер: высота с постаментом - 57 см; основание - 60х19 см.

Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра, просим уточнять по телефону.

Скульптура из патинированной и позолоченной бронзы на прямоугольном основании из темного металла изображает полуобнаженную женскую фигуру в танцевальной позе, на одном колене, с изящно закинутыми за голову руками. Тело женщины ниже пояса в пышных темных шароварах, на голове шапочка-шлем, увенчанная полумесяцем.

Данное произведение — из наиболее знаменитой серии работ автора, изображающей танцовщиц и прекрасных женщин своего времени. Его скульптуры выдвигают на первый план бесконечную красоту танца и моду того периода. Каждая бусинка костюма тщательно проработана. Тело танцовщицы прекрасно, а длинные руки, тонкие пальцы и ножка на пуантах обладают той силой, которая завораживает, опьяняет мужчину. Поверхность отливки покрыта как золотистой, так и темной, почти черной патиной и тонировкой, создающей художественный контраст.

Скульптура является авторским вариантом отливки «Восточная танцовщица», созданной Д.Чипарусом под влиянием балета «Шахерезада». Этот балет ставился во время прославленных дягилевских «Русских сезонов» в Париже, и в нем блистали Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский.

Дмитрий Харламб Чипарус (Demetre Haralamb CHiparus (16 September  1886, Dorohoi, Romania — 22 Junuary 1947, Paris, France) — крупнейший скульптор эпохи Ар-Деко.

Родился в Румынии, в 1909 году отправился в Италию. Учился у скульптура Раффаелло Романелли. В 1912 году Чипарус эмигрировал в Париж, где посещал занятия Парижской Академии Изящных искусств, брал уроки у Антонина Мерсье и Жана Буше. Чипарус начинал с небольших скульптур реалистического характера, первый показ которых состоялся в 1914 г. в на Парижском салоне. Первые серии скульптур мастера, запущенные в производство, представляют собой изображения детей.

С 1920-х гг. сложился зрелый стиль Чипаруса, отличавшийся высокой декоративностью и эффектностью. Отныне творчество мастера было посвящено преимущественно изображению танцовщиц и прекрасных женщин своего времени. Большая часть прав на реализацию скульптур Чипаруса была приобретена бронзолитейным заводом Edmond  Etling et Cie, директором которого был Жюльен Дрейфус. Мастерские Les Neveux de J. Lehmann были вторым бронзолитейным заводом, постоянно сотрудничавшим с Чипарусом.

Чипарус редко выставлял свои работы на ежегодных Парижских салонах. В 1928 году он продемонстрировал скульптуру «Метател ьницу копья», в 1928 году — танцовщицу «Та-Кео».

В период нацистских гонений и второй мировой войны работы Чипаруса почти перестали  приобретаться литейными мастерскими. Экономическая ситуация не благоприятствовала развитию декоративного искусства, материальное положение многих скульпторов ухудшилось. С начала 1940-х гг. Чипарус не продал почти ни одной своей модели, но продолжал работать для себя, выполняя анималистические скульптуры в манере Агt Dесо. В 1942 году на Парижском салоне были выставлены его скульптуры «Полярный медведь» и «Американский бизон» из гипса, а в 1943 году в им были показаны скульптуры полярного медведя из мрамора и пеликана из гипса. Мастер умер -в 1947 году.

Скульптуры Чипаруса являются классическим проявлением стиля Агt Dесо  в декоративной скульптуре из бронзы. Традиционно выделяется три фактора воздействия на творчество мастера: «Русский балет Дягилева», искусство Египта и в меньшей степени авангардное искусство. Некоторые скульптуры Чипаруса были напрямую вдохновлены танцовщиками русской труппы - так, например, лица фигур скульптурной группы «Персидский танец» имеют портретные черты Вацлава Нижинского и Иды Рубинштейн, а костюм скульптуры «Морская” звезда» в точности повторяет эскиз костюма Золотой Рыбки Л.Анненского для балета «Подводное царство» на музыку Римского-Корсакова. Скульптор мог испытывать влияние русского театра и опосредованно,  через адаптированные для широкой французской публики представления французских мюзик-холлов. Нередко Чипарус создавал свои скульптуры по фотографиям парижских танцовщиц — так, фигура «Танцовщица с обручем» является почти точным повторением известной в то время фотографии из альбома «Парижский мюзик-холл».

Работы Чипаруса являются абсолютным отражением своего времени, воплощением духа 1920-1930-х гг. Опираясь на старейшую парижскую традицию высококачественного декоративного искусства, они совместили в себе элегантность и роскошь, воплотили сущность своего времени, Художественный интерес к работам Чинаруса возобновился в 1970-е голы, а с 1990-х гг. он постоянно возрастает.

Для данной скульптуры характерны естественность и непосредственность в передаче движений, что позволяет отнести работу к стилю Ар Деко.

 

Ар Деко, варианты: ар деко, арт деко, арт-деко (букв. «декоративное искусство» } — течение в декоративном искусстве первой половины ХХ века, проявившееся в архитектуре, моде, скульптуре и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты Ар Деко — строгая: закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь. шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, лучшие бронза и серебро). Международная выставка, прошелшая в 1925 году в Париже и официально называвиаяся «Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Стиль Ар Деко, появившийся во Франции и просуществовавший на протяжении 1920-1930-х годов, в настоящее время уверенно завоевывает свои позиций не только в сердцах искусствоведов, но и тех, кто воспринимает искусство исключительно с позиции эстетического восприятия — коллекционеров антиквариата.

Скульптура «Восточная танцовщица» технологически выполнена как бронзовая отливка, покрытая патиной, тонированием и золочением ‚на высоком художественном уровне по модели Дмитрия Харламба Чипаруса. Такие скульптуры не только украшали аристократические интерьеры европейских особняков, но и охотно приобретались в качестве представительских подарков и использовались как элементы украшения интерьера.