Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «Линейный
казак с молодой девушкой». Российская Империя, XIX век. Автор: Е.А. Лансере. Фабрика К.А. Берто. Бронза, литьё, прочеканивание. Высота - 40 см.
Артикул: 18-16-4. Цена: 1 800 000
рублей
Аналогичная скульптура опубликована
Л.А. Дементьева «Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей». М., 2011.
С. 71
Модель «Линейный казак с молодой девушкой» (в списках работ Лансере названа: «Линейный казак с молодой казачкой, оба верхом на коне (женщина в седле, казак на спине у лошади)»; «Линейный казак с казачкой на коне») была создана в воске в 1873 году.
Композиция на овальном основании,
«земле», с гладким овальным цоколе. Галантная жанровая сцена представляет
молодых казака и казачку верхом на коне. Одной рукой казачка уверенно держит
поводья, а другой игриво замахивается плёткой на сидящего сзади молодого мужчину,
обнимающего её за талию. В названии композиции отмечено, что изображен линейный
казак. Так называли представителей русского казачества, которые жили и несли
службу на Кавказской линии – пограничных укреплениях русских войск на Кавказе в
XVIII-XIX вв. Укрепления были возведены на основных реках Кавказа – Кубани и
Тереке, т.е. на южной границе России.
Кавказское Линейное казачье войско
было образованно в 1832 году по Высочайшему указу. В 1860 году за исключением
шести бригад, присоединенных к черноморскому войску (переименованного при
этом в кубанское казачье войско), оно было преобразовано в терское казачье
войско, но прежнее название «линейные казаки» употреблялось ещё в течении
долгого времени. Среди казаков преобладали выходцы из России и Украины, однако
благодаря тесным связям с местным населением они почти полностью переняли
костюм и вооружение горцев.
У казака славянские черты лица. Он
одет в костюм, характерный для народов Северного Кавказа, как и его спутница.
На казачке – длинная рубаха, являвшаяся основной частью женского костюма,
поверх которой надето узкое распашное платье типа архалука. Покрой платья был
близок к мужской черкеске. Как и черкеска, платье было распашным и открытым на
груди. Шею казачки украшает ожерелье из монет и бусин – монисто. Волосы убраны
под «кавказскую» шапочку, поверх которой накинут большой, спадающий на спину
платок.
Модель относиться к числу наиболее
популярных работ скульптора. Она получила широкое распространение и
неоднократно выполнялась в бронзе значительными тиражами. Экземпляры в бронзе
являются достоянием многих российских и зарубежных музеев и частных собраний.
Источник: Л.А. Дементьева «Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей». М., 2011. С. 70
ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович
Евгений Александрович Лансере (12 [24] августа 1848, Моршанск — 23 марта [4 апреля] 1886, Нескучное, Харьковская губерния) — русский скульптор-анималист, Почётный вольный общник Академии художеств (1876 г.).
Сын статского советника Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере (1815—1869) (сына майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего русское подданство) и Элеоноры Антоновны Яхимовской (1824—1856), воспитанницы баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).
Родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. С детства в своих работах выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, — лошадей. Впоследствии, молодой скульптор совершит ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке, добавив в своё творчество многие этнические образы (Афганец, Араб и др.), значительно обогатившие его творчество.
В 1861 году вместе с семьей переезжает в Петербург. Там окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию и юридический факультет Петербургского университета. Специального художественного образования не получил и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Н. И. Либериха. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.
Был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений. Его работы представлены в экспозиции Радищевского музея, Национальном художественном музее Белоруссии, хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, и др.
Его сын и дочь — Евгений Евгеньевич и Зинаида Евгеньевна стали художниками, младший сын Николай Евгеньевич — архитектором.
Фабрика К.А. Берто
Берто Карл Августович был известным французским
художником, скульптором, гравером и рисовальщиком. В 1870-первой половине
1880-х годов сотрудничал с известнейшим во второй половине XIX века парижским
фабрикантом художественной бронзы Фердинандом Барбедьенном. В 1886 году Ф.
Шопен пригласил Карла Берто для руководства своей бронзолитейной фабрикой и
магазинами, которые в 1893 году, после отъезда Шопена во Францию в 1892 году,
перешли в его собственность. Став владельцем бронзолитейной фабрики, Берто
полностью сохранил высокое качество и ассортимент изделий своего
предшественника, дополнив его некоторыми привезёнными из Франции образцами. Изготовленные
по французским моделям изделия практически не отличались по высокому
художественному и техническому уровню исполнения от современных им изделий
Барбедьенна. Берто сохранил звание придворного поставщика, полученное Шопеном,
и увеличил объём вывоза камерной бронзовой скульптуры за границу. При Берто
были созданы три рукописных каталога-прейскуранта работ Е. А. Лансере,
написанные по-французски. В 1893 году Берто продал ряд моделей Лансере фабрикам
Н. Штанге и преемникам А. Морана. За участие во Всемирной выставке 1900 года
было получено звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В связи с
финансовыми сложностями Берто в 1902/1903 году закрыл фабрику, распродал модели
и вернулся во Францию.