Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Скульптурная композиция «Линейный казак с молодой девушкой»

Скульптурная композиция «Линейный казак с молодой девушкой». Российская Империя, XIX век. Автор: Е.А. Лансере. Фабрика К.А. Берто. Бронза, литьё, прочеканивание. Высота - 40 см.

Артикул: 18-16-4. Цена: 1 800 000 рублей

Аналогичная скульптура опубликована Л.А. Дементьева «Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей». М., 2011. С. 71

Модель «Линейный казак с молодой девушкой» (в списках работ Лансере названа: «Линейный казак с молодой казачкой, оба верхом на коне (женщина в седле, казак на спине у лошади)»«Линейный казак с казачкой на коне») была создана в воске в 1873 году. 

Композиция на овальном основании, «земле», с гладким овальным цоколе. Галантная жанровая сцена представляет молодых казака и казачку верхом на коне. Одной рукой казачка уверенно держит поводья, а другой игриво замахивается плёткой на сидящего сзади молодого мужчину, обнимающего её за талию. В названии композиции отмечено, что изображен линейный казак. Так называли представителей русского казачества, которые жили и несли службу на Кавказской линии – пограничных укреплениях русских войск на Кавказе в XVIII-XIX вв. Укрепления были возведены на основных реках Кавказа – Кубани и Тереке, т.е. на южной границе России.

Кавказское Линейное казачье войско было образованно в 1832 году по Высочайшему указу. В 1860 году за исключением шести бригад, присоединенных к черноморскому войску (переименованного при этом в кубанское казачье войско), оно было преобразовано в терское казачье войско, но прежнее название «линейные казаки» употреблялось ещё в течении долгого времени. Среди казаков преобладали выходцы из России и Украины, однако благодаря тесным связям с местным населением они почти полностью переняли костюм и вооружение горцев.

У казака славянские черты лица. Он одет в костюм, характерный для народов Северного Кавказа, как и его спутница. На казачке – длинная рубаха, являвшаяся основной частью женского костюма, поверх которой надето узкое распашное платье типа архалука. Покрой платья был близок к мужской черкеске. Как и черкеска, платье было распашным и открытым на груди. Шею казачки украшает ожерелье из монет и бусин – монисто. Волосы убраны под «кавказскую» шапочку, поверх которой накинут большой, спадающий на спину платок. 

Модель относиться к числу наиболее популярных работ скульптора. Она получила широкое распространение и неоднократно выполнялась в бронзе значительными тиражами. Экземпляры в бронзе являются достоянием многих российских и зарубежных музеев и частных собраний.

Источник: Л.А. Дементьева «Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей». М., 2011. С. 70

ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович


Евгений Александрович Лансере (12 [24] августа 1848, Моршанск — 23 марта [4 апреля] 1886, Нескучное, Харьковская губерния) — русский скульптор-анималист, Почётный вольный общник Академии художеств (1876 г.).

Сын статского советника Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере (1815—1869) (сына майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего русское подданство) и Элеоноры Антоновны Яхимовской (1824—1856), воспитанницы баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).

Родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. С детства в своих работах выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, — лошадей. Впоследствии, молодой скульптор совершит ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке, добавив в своё творчество многие этнические образы (Афганец, Араб и др.), значительно обогатившие его творчество.

В 1861 году вместе с семьей переезжает в Петербург. Там окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию и юридический факультет Петербургского университета. Специального художественного образования не получил и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Н. И. Либериха. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений. Его работы представлены в экспозиции Радищевского музея, Национальном художественном музее Белоруссии, хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, и др.

Его сын и дочь — Евгений Евгеньевич и Зинаида Евгеньевна стали художниками, младший сын Николай Евгеньевич — архитектором.

Фабрика К.А. Берто

Берто Карл Августович был известным французским художником, скульптором, гравером и рисовальщиком. В 1870-первой половине 1880-х годов сотрудничал с известнейшим во второй половине XIX века парижским фабрикантом художественной бронзы Фердинандом Барбедьенном. В 1886 году Ф. Шопен пригласил Карла Берто для руководства своей бронзолитейной фабрикой и магазинами, которые в 1893 году, после отъезда Шопена во Францию в 1892 году, перешли в его собственность. Став владельцем бронзолитейной фабрики, Берто полностью сохранил высокое качество и ассортимент изделий своего предшественника, дополнив его некоторыми привезёнными из Франции образцами. Изготовленные по французским моделям изделия практически не отличались по высокому художественному и техническому уровню исполнения от современных им изделий Барбедьенна. Берто сохранил звание придворного поставщика, полученное Шопеном, и увеличил объём вывоза камерной бронзовой скульптуры за границу. При Берто были созданы три рукописных каталога-прейскуранта работ Е. А. Лансере, написанные по-французски. В 1893 году Берто продал ряд моделей Лансере фабрикам Н. Штанге и преемникам А. Морана. За участие во Всемирной выставке 1900 года было получено звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». В связи с финансовыми сложностями Берто в 1902/1903 году закрыл фабрику, распродал модели и вернулся во Францию.