Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «Прощание казака с казачкой». Российская Империя, XIX век. Автор: Е.А. Лансере. Фабрика Ф.Ю. Шопена. Бронза, литьё, прочеканивание. Высота - 41 см.
Артикул: 18-16-4. Цена: 1 800 000 рублей
Аналогичная скульптура опубликована: Л.А. Дементьева «Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей». М., 2011. С. 134
Модель «Прощание казака с казачкой» (в списках работ Лансере названа: «Прощание казака» («Казак верхом, обнял жену, стоящую на стремени») была выполнена в 1878 году и тогда же приобретена Ф. Шопеном для отливки в бронзе.
Композиция помещена овальном основании, «земле», на гладком овальным
цоколе. Изображена сцена расставания супругов, прильнувших друг к другу в
прощальном поцелуе. Композиция создана под впечатлением русско-турецкой войны
1877-1878 гг. Игривое настроение, которым проникнута композиция «Линейный казак
с девушкой» (модель №20), относящаяся к 1873 году, в данной модели сменилось
проникновенным лиризмом. Внешний облик персонажей композиций сходен; создается
впечатление, что это те же герои по прошествии нескольких лет.
Н.Н. Врангель рассматривал это произведение как сложную композицию с
драматической завязкой «Казачка, прощающаяся с милым, отъезжающим в дальний
путь». Композиция была восторженно принята на Всероссийской
художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году. Многие критики
хвалебно отзывались о ней после экспонирования на выставке в Обществе
Поощрения художеств, организованной в 1886 году. В заметке, опубликованной
в «Художественном журнале», отмечалось: «Вы видите группу «Прощание казака с
казачкой». Что за прелесть, что за наивная, если можно так выразиться,
благородная и поэтическая вещь; сколько в ней простоты, изящества и сколько в
ней простоты, изящества и сколько души, сердечности, а вместе с тем и
наблюдательности. Казачка простилась с казаком; то есть со своим милым,
отъезжающим в поход или на службу; но когда он сел в седло и тронул лошадь, она
вскочила одной ногой в его стремя и еще раз крепко обняла и прижалась к нему с
последним поцелуем. Осаженная лошадь так и подалась немного на задние ноги,
подняв голову кверху, а казак освободил от ноги стремя и поймал на лету за
талию свою красавицу».
Несколько иначе оценивал композицию известный русский художественный критик
В.В. Стасов, склонный рассматривать её как творческую неудачу скульптора.
Композиция была очень популярна и неоднократно исполнялась в разных
размерах на различных бронзолитейных предприятиях.
В 1887 году композицию в двух размерах начали отливать в чугуне на
Кусинском чугуноплавильном и железоделательном заводе. В том же году отливка в
чугуне экспонировалась в Екатеринбурге на Сибирско-Уральской промышленной
выставке, где образцы художественного литья завода были удостоены похвального
листа.
Включенная в 1895 году в прейскурант Каслинского чугуноплавильного и
железоделательного завода, композиция значительными тиражами исполнялась в
чугуне в ХХ столетии: отливают её и сегодня. Как образец художественного
чугунного литья предприятия композиция неоднократно экспонировалась на многих
всероссийских и международных выставках. На том же заводе композиция в
уменьшенном варианте исполнялась в бронзе. Образец такой отливки, выполненной в
1912 году, хранится в коллекции ГИМ.
Очевидно, в 1877 – 1878 гг. Лансере была создана ещё одна модель со сложным
сюжетом – казак, сидящий на коне, прощается с женой, стоящей рядом, у стремени.
Отливка этой композиции в бронзе без подписи скульптора и маркировки литейщика,
названная «Прощание казака с казачкой, стоящей возле лошади», экспонировалась
на выставке, посвященной 100-летию скульптора. Образец композиции в бронзе в
настоящее время храниться в собрании Музея коневодства. Хорошо известен
своеобразный парафраз композиции «Прощание казака с казачкой», выполненный В.Я.
Грачевым и неоднократно исполнявшийся в конце XIX – начале ХХ века на знаменитом петербургском бронзолитейном
предприятии К.Ф. Верфеля.
Источник: Л.А. Дементьева «Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей». М., 2011. С. 135-136
ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович
Евгений Александрович Лансере (12 [24] августа 1848, Моршанск —
23 марта [4 апреля] 1886, Нескучное, Харьковская губерния) — русский
скульптор-анималист, Почётный вольный общник Академии художеств (1876 г.).
Сын статского советника Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере
(1815—1869) (сына майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего
русское подданство) и Элеоноры Антоновны Яхимовской (1824—1856), воспитанницы
баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).
Родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. С детства в своих работах
выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, — лошадей. Впоследствии, молодой
скульптор совершит ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной
Африке, добавив в своё творчество многие этнические образы (Афганец, Араб и
др.), значительно обогатившие его творчество.
В 1861 году вместе с семьей переезжает в Петербург. Там окончил 2-ю Санкт-Петербургскую
гимназию и юридический факультет Петербургского университета. Специального
художественного образования не получил и занимался лепкой самостоятельно,
пользуясь советами Н. И. Либериха. В 1872 году за свои работы получает от
Академии художеств звание классного художника 1-й степени. 1874 году был
признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 года являлся
членом Московского общества любителей художеств.
Был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических
сюжетах. Всего он создал около 400 произведений. Его работы представлены в
экспозиции Радищевского музея, Национальном художественном музее Белоруссии,
хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской
галерее, и др.
Его сын и дочь —
Евгений Евгеньевич и Зинаида Евгеньевна стали художниками, младший сын Николай
Евгеньевич — архитектором.