Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Скульптурная композиция «Прощание казака с казачкой»

Скульптурная композиция «Прощание казака с казачкой». Российская Империя, XIX век. Автор: Е.А. Лансере. Фабрика Ф.Ю. Шопена. Бронза, литьё, прочеканивание. Высота - 41 см.

Артикул: 18-16-4. Цена: 1 800 000 рублей

Аналогичная скульптура опубликована: Л.А. Дементьева «Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей». М., 2011. С. 134

Модель «Прощание казака с казачкой» (в списках работ Лансере названа: «Прощание казака» («Казак верхом, обнял жену, стоящую на стремени») была выполнена в 1878 году и тогда же приобретена Ф. Шопеном для отливки в бронзе.

Композиция помещена овальном основании, «земле», на гладком овальным цоколе. Изображена сцена расставания супругов, прильнувших друг к другу в прощальном поцелуе. Композиция создана под впечатлением русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Игривое настроение, которым проникнута композиция «Линейный казак с девушкой» (модель №20), относящаяся к 1873 году, в данной модели сменилось проникновенным лиризмом. Внешний облик персонажей композиций сходен; создается впечатление, что это те же герои по прошествии нескольких лет.

Н.Н. Врангель рассматривал это произведение как сложную композицию с драматической завязкой «Казачка, прощающаяся с милым, отъезжающим в дальний путь». Композиция была восторженно принята на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году. Многие критики хвалебно отзывались о ней после экспонирования на выставке в Обществе Поощрения художеств, организованной в 1886 году. В заметке, опубликованной в «Художественном журнале», отмечалось: «Вы видите группу «Прощание казака с казачкой». Что за прелесть, что за наивная, если можно так выразиться, благородная и поэтическая вещь; сколько в ней простоты, изящества и сколько в ней простоты, изящества и сколько души, сердечности, а вместе с тем и наблюдательности. Казачка простилась с казаком; то есть со своим милым, отъезжающим в поход или на службу; но когда он сел в седло и тронул лошадь, она вскочила одной ногой в его стремя и еще раз крепко обняла и прижалась к нему с последним поцелуем. Осаженная лошадь так и подалась немного на задние ноги, подняв голову кверху, а казак освободил от ноги стремя и поймал на лету за талию свою красавицу».

Несколько иначе оценивал композицию известный русский художественный критик В.В. Стасов, склонный рассматривать её как творческую неудачу скульптора.

Композиция была очень популярна и неоднократно исполнялась в разных размерах на различных бронзолитейных предприятиях.

В 1887 году композицию в двух размерах начали отливать в чугуне на Кусинском чугуноплавильном и железоделательном заводе. В том же году отливка в чугуне экспонировалась в Екатеринбурге на Сибирско-Уральской промышленной выставке, где образцы художественного литья завода были удостоены похвального листа.

Включенная в 1895 году в прейскурант Каслинского чугуноплавильного и железоделательного завода, композиция значительными тиражами исполнялась в чугуне в ХХ столетии: отливают её и сегодня. Как образец художественного чугунного литья предприятия композиция неоднократно экспонировалась на многих всероссийских и международных выставках. На том же заводе композиция в уменьшенном варианте исполнялась в бронзе. Образец такой отливки, выполненной в 1912 году, хранится в коллекции ГИМ.

Очевидно, в 1877 – 1878 гг. Лансере была создана ещё одна модель со сложным сюжетом – казак, сидящий на коне, прощается с женой, стоящей рядом, у стремени. Отливка этой композиции в бронзе без подписи скульптора и маркировки литейщика, названная «Прощание казака с казачкой, стоящей возле лошади», экспонировалась на выставке, посвященной 100-летию скульптора. Образец композиции в бронзе в настоящее время храниться в собрании Музея коневодства. Хорошо известен своеобразный парафраз композиции «Прощание казака с казачкой», выполненный В.Я. Грачевым и неоднократно исполнявшийся в конце XIX – начале ХХ века на знаменитом петербургском бронзолитейном предприятии К.Ф. Верфеля.

Источник: Л.А. Дементьева «Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей». М., 2011. С. 135-136

ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович


Евгений Александрович Лансере (12 [24] августа 1848, Моршанск — 23 марта [4 апреля] 1886, Нескучное, Харьковская губерния) — русский скульптор-анималист, Почётный вольный общник Академии художеств (1876 г.).

Сын статского советника Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере (1815—1869) (сына майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего русское подданство) и Элеоноры Антоновны Яхимовской (1824—1856), воспитанницы баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).

Родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. С детства в своих работах выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, — лошадей. Впоследствии, молодой скульптор совершит ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке, добавив в своё творчество многие этнические образы (Афганец, Араб и др.), значительно обогатившие его творчество.

В 1861 году вместе с семьей переезжает в Петербург. Там окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию и юридический факультет Петербургского университета. Специального художественного образования не получил и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Н. И. Либериха. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.

Был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений. Его работы представлены в экспозиции Радищевского музея, Национальном художественном музее Белоруссии, хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, и др.

Его сын и дочь — Евгений Евгеньевич и Зинаида Евгеньевна стали художниками, младший сын Николай Евгеньевич — архитектором.