Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Бюст "Великий князь Владимир Александрович"

Бюст поясной "Портрет президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича". Скульптор: В.А. Беклимишев. Франция, Париж, бронзолитейная мастерская MARIUS HOHWILLER, вторая четверть 20 века (ориентировочно, 1930-е годы).  Бронза, литье, патинирование светлого коричнево-желтоватого цвета.

На бюсте имеются: подпись художника и автора оригинальной модели с годом ее создания "В. Беклемишевъ 1909" (курсив) и клеймо парижской бронзолитейной мастерской в виде надписи «..НОНWILLERFondeur PARIS» (плохо читается).

Размеры: 38х 20х 13 см.

Цена: 1 750 000 рублей

Бюст Великого князя В.А. Романова имеет антикварное, историко-культурное, художественное и коллекционное значение. Представляет большой научно-исследовательский и музейный интерес.


Бюст поясной "Портрет президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича"' на прямоугольной полуподставке, выступающей спереди. Великий князь Владимир Александрович Романов показан в генерал-адъютантском мундире, без головного убора, лицо волевое и сосредоточенное, взгляд устремлен вперед.

Бюст Великого князя Владимира Александровича Романова отлит по модели знаменитого русского скульптора В.А. Беклемишева (1861-1920), год создания оригинальной модели в гипсе - 1909. Известность и признание Беклемишеву принесли его памятники деятелям истории и культуры России и портреты, отмеченные высоким мастеровом профессионального исполнения, особой психологической точностью и реалистической убедительностью в передаче внешнего облика и характера портретируемого персонажа.

Сравнительный анализ бронзового бюста Великого князя Владимира Александровича с известными аналогичными бюстами в мраморе (бюст "Портрет президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича", 1911 г. с гипсового оригинала 1909 г., фонды Государственного Русского музея в СПб.) и бронзе (бюст "Великий князь Владимир Александрович", 1914 г. фонды Государственного Русского музея в СПб.) показывает, что данный поясной бюст "Портрет президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича" является для современного российского антикварного рынка очень редким произведением французского бронзолитейного дела и искусства. Благодаря имеющемуся на предмете клейму парижской литейной мастерской (время работы: 1901-1966 г.) и внешнему виду его написания «..НОНWILLERFondeur PARIS» можно считать, что данный бюст был отлит в бронзе, ориентировочно, в 1930-е годы, когда мастерская принадлежала MARIUS HOHWILLER (годы жизни: 1887-1963 г.). Мотивацией к отливке в дорогом металле персоны Великого Князя Владимира Александровича, одного из членов императорской династии Романовых, в парижской бронзолитейной мастерской мог быть заказ от русской эмиграции во Франции или его детей Кирилла (1876-1938, Вел. кн. Свиты Его Величества контр-адмирал), Бориса (1877—1943, Вел. кн. Свиты Его Величества генерал-майор, Походный атаман всех Казачьих войск), Андрея (1879—1956, Вел. кн. Свиты Его Величества генерал-майор, сенатор), также проживавших в это время в разных французских городах, в т.ч. и в Париже (Андрей Владимирович, четвертый и младший сын Владимира Александровича с 1929г. жил в Париже, состоял председателем Историко-генеалогического общества и председателем Общества бывших офицеров). Отливка в бронзе в парижской мастерской М. HOHWILLER была произведена в точном соответствии с гипсовой моделью В.А. Беклемишева 1909 г. или его бронзовым повтором этого же времени (отлитым по гипсовой модели 1909 г.). Различные научные материалы, касательно, этой модели бюста Великого князя Владимира Александровича работы Беклемишева свидетельствуют, что данная модель была выполнена после его смерти по заказу вдовы Великой княгини Марии Павловны (1854-1920) в 1909 г. Позднее гипсовый оригинал (после отливок бюста в бронзе) был передан скульптором в Академию художеств в Петербурге, а бронзовый отлив бюста (с этой модели 1909 г.) в качестве памятника вдова Великого князя установила 22 июня 1910 г. в саду Запасного (Владимирского) дворца на Садовой улице в Царском селе. Их судьба (гипсовой модели и бронзового бюста-памятника) после 1917 г. в настоящее время не выяснена.

Также, известный по научным публикациям мраморный бюст "Портрет президента Академии художеств  Великого князя  Владимира Александровича" (из фондов Русского музея), который был создан Беклемишевым в 1911 г. с гипсового оригинала 1909 г. за исключением размеров (в мраморе высота бюста - 72 см) полностью идентичен по художественному решению данному бронзовому бюсту Великого князя (высота - 38 см). Этот мраморный бюст скульптор также передал в Академию художеств, которую Великий князь курировал более 30 лет. Через четыре года мраморный бюст занял свое место в Памятном зале Великого князя Владимира Александровича (арх. В.А. Щуко, Е.Е. Лансере), созданном в стенах Академии художеств по инициативе и на средства вдовы, Великой княгини. Именно эта сохранившаяся до наших дней в музейном собрании работа в мраморе экспонируется на тематических выставках Русского музея и дает представление об утраченном царскосельском бронзовом памятнике.

До революции 1917 г. Великому князю Владимиру Александровичу было установлено несколько памятников, представлявших собой бронзовые бюсты, отлитые по модели скульптора В. А. Беклемишева, и установленные на высоком гранитном постаменте:

1.       Красное Село (под Санкт-Петербургом. Памятник на территории Красносельского Авангардного лагеря. Открыт 19 июля 1912 г. Памятник уничтожен большевиками после 1917 г., до настоящего времени сохранился лишь постамент.

2.        Петергоф. Памятник напротив здания офицерского собрания Лейб-гвардии Драгунского полка. Открыт 21 марта 1914 г. Памятник также уничтожен после 1917 г. большевиками.

3.        Царское Село (г. Пушкин). Рядом со зданием собственного дворца (Садовая ул., 22). Открыт 22 июня 1910 г. Памятник уничтожен после 1917 г. большевиками. До настоящего времени сохранился постамент от него.

Именно поэтому данный бронзового портретного бюста В.А. Романова в отливке парижской мастерской М. HOHWILLER 1930-х гг. можно считать явлением уникального характера, т.к. этот бюст вместе с мраморным бюстом из собрания Русского музея позволяет абсолютно точно представить творение крупного и известного отечественного скульптора Беклемишева и уничтоженные после 1917 г. городские монументы в память Президента Академии художеств и Великого Князя. Важно — отметить, что данный бронзовый бюст Владимира Александровича Романова французской отливки 1930-х гг. по модели 1909 г. русского скульптора Беклемишева отсутствует в музейных коллекциях страны и практически не известен российской искусствоведческо-музейной науке, т.к. о нем не упомянуто ни в одной из публикаций по исследованию его творчества. Поэтому бюст "Портрет президента Академии художеств Великого князя Владимира Александровича" имеет большой интерес в научном плане.

Следует сказать, что парижская отливка рассматриваемого бюста в патинированной бронзе в 1930-е гг. не могла быть выполнена большим тиражом из-за высокой стоимости материала и специфичности скульптурного жанра (портретный бюст конкретного лица), и, возможно, всего было изготовлено по частному заказу некоторое количество (несколько) бюстов. Данный портретный бюст выполнен на высоком художественно-техническом уровне, имеет подпись автора модели, скульптора Беклемишева и клеймо известной для первой половины ХХ века бронзолитейной мастерской М. HOHWILLER в Париже.

    

 

1.       Бюст "Великий князь Владимир Александрович". Модель 1914 г. В.А. Беклемишева. Бронза. Литье. Патинирование. 71х51х32 см. Отливка бронзолитейной мастерской К. Робекки в Санкт-Петербурге. Коллекция Русского музея, поступление 1955 г. Идентифицирован как пропавший после 1917 г. бюст-памятник Великому князю Владимиру Александровичу в Петергофе (такой же, как в Красном Селе), который был установлен 21 марта 1914 г. перед зданием офицерского собрания лейб-гвардии Драгунского полка (Великий князь с момента рождения числился шефом гвардейского Драгунского полка. Полк квартировал в Нижнем Новгороде, в 1902 г. был переведен в специально построенный военный городок в Петергофе). См. : Владимир Беклемишев. Альманах, вып. 325. СПб., Palace Editions, 2011, стр. 59, кат. 39.

 


 2. Бюст-памятник «Великий князь Владимир Александрович» по модели В.А. Беклемишева 1914 г., открытый в Красном Селе 19 июля 1912 года.

 

Великий князь Владимир Александрович (1847- 1909) - третий сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны; член Государственного совета (1872), сенатор (1868); генерал-адъютант (1872), генерал от инфантерии (1880), младший брат Александра Ш. Был известным меценатом, покровительствовал многим художникам, собрал ценнyю коллекцию живописи. С 30 октября 1869 г. - товарищ президента (великая княгиня Мария Николаевна), с 14 февраля 1876г. – президент Императорской академии художеств, был попечителем Московского Публичного и Румянцевского музея.

 

Владимир Александрович Беклемишев (1861-1 920) - знаменитый русский скульптор из старинного дворянского рода Беклемишевых. С 1894г. профессор и руководитель скульптурной мастерской в высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, с 1906 г. - её ректор. Творчество Беклемишева характеризуется синтезом позднего академизма с реалистическим направлением передвижничества. Широко известен как портретист (скульптура П. ПП. Чайковского, А. И. Куинджи, императрицы Марии Фёдоровны и др.) и художник жанровых композиции в мраморе и бронзе («Деревенская любовь», «Как хороши, как свежи были розы» и др.). Наиболее значительные его произведения на исторические и религиозно-философские темы: "Иван Грозный", "Петр Г’, "Нестор - летописец", "Ермак". "Христос перед судом народа", "Мефистофель" (1883), "Спиноза" (1 882) и др.

В 2012 г. в Государственном Русском музее проходила выставка скульптуры Владимира Беклемишева (1861—1919), приуроченная к 150-летию со дня рождения выдающегося скульптора и педагога, профессора Императорской Академии художеств, на рубеже 19-20 веков выступавшего убежденным продолжателем реалистических традиций и создавшего ряд значительных произведений в области монументальной и станковой пластики.

  

Бронзолитейная мастерская HOHWILLER - основана в 1901 году в Париже эльзасским немцем RODOLPHE HOHWILLER (? - 1930), переехавшим во Францию» в начале ХХ века. Он позиционировал себя как литейщик бронзы, золота, серебра и литейщик железных инструментов для гравировки на медалях. В конце 1901 г. ‚ он приобрел участок на ул. Mariniers, на котором построил дом и большую бронзолитейную мастерскую. В налоговой службе, он зарегистрировался в качестве литейщика «меди и бронзы для изготовления объектов искусства малых размеров». В возрасте 15 лет, его сын MARIUS HOHWILLER (1887- 1966) подключился к работе отца и в дальнейшем, после его смерти, унаследовал бронзолитейное производство, продолжив семейное дело. С 1931 г. он начал самостоятельную деятельность в качестве литейщика предметов искусства, медалей и монументальных памятников и ставил на своих работах клеймо "М.НОНWILLERFondeur PARIS ". Marius Hohwiller был один из тех редких французских литейщиков, которые смогли получить заказ на художественное оформление Всемирной Выставки 1937 в Париже. Литейное производство было закрыто в 1966 г. после смерти М.НОНWILLER в 1963 г.

 

Большие заслуги парижского литейщика и владельца мастерской М. HOHWILLER (1887- 1963) перед культурой Франции, занимавшегося литейным делом и производством предметов искусства из бронзы с нач. 1930-х по нач. 1960-х гг., отмечены выпуском в 1963 г. медали с его портретом и круговой легендой с именем и указанием на тот факт, что он "литейщик предметов искусства".

 

                                       

                    Автор медали - гравер и медальер Pierre Dautel (1873 - 1951), диам.- 6,8 см. Париж, 1963 г.