Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Вазы-кувшины парные с фигурками лебедей. Российская Империя (Санкт-Петербург или Москва), 1830-е годы. Бронза, литьё, чеканка, патинирование, золочение. Высота - 56 см.
Имеется историко-культурная атрибуционная консультация заведующей отделом металла ГИМ, эксперта по культурным ценностям МК РФ, кандидата исторических наук Дементьевой Л.А.
Вазы в виде кувшинов с высоким горлом и изогнутым носиком. Рукояти витые, увенчаны фигурками сидящих лебедей с поднятыми крыльями. Тулово овоидной формы, в средней части – декоративный овод. Ножки круглые, расширенные внизу. Плинт квадратный, профилированный.
Представленные парные вазы относятся к числу дорогих предметов обстановочной бронзы и являются характерным образцом репрезентативных предметов, предназначавшихся для украшения парадных интерьеров 1830-х годов. Вазы выполненные в стиле ампира, ретроспективного стиля императорской Франции начала XIX века, который получил широкое распространение во многих европейских государствах и в России и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века.
Французская бронза этого времени являлась своеобразным эталоном, следовать и подражать которому стремились европейские и русские бронзовщики. В основе композиции предметов —образцы французской декоративной бронзы, которые пользовались особенной популярностью в России и часто являлись объектами воспроизведений. В некоторых случаях мастера-бронзовщики полностью воспроизводили французскую модель, в иных — творческой интерпретации подвергалась композиция оригинала или использовались отдельные элементы декора.
Вазы выполнены в виде кувшинов изысканной формы, напоминающей лучшие образцы античных сосудов. Кувшин - символ живительной влаги, был ассоциативно связан с мифологическим образом Гебы, богини юности, дочери Зевса и Геры. На Олимпе во дворце Зевса на пирах богов Геба была главной служанкой и исполняла обязанности виночерпия. На античных вазах Геба обыкновенно изображается крылатой и несущей кувшин с вином. Древний художественный образ претерпел закономерные изменения в творчестве художников ХIХ века, которым удалось создать произведение, полное красоты и гармонии.
В композицию ваз включены изображения лебедей, образы которых особенно часто встречаются в предметах стиля ампир. Лебедь - символ возрождения, чистоты, целомудрия, благородства, мудрости. Кроме того, с эпохи античности образ лебедя был связан с музыкой: он был птицей Аполлона и муз, в частности Эрато, музы лирической поэзии. Благодаря своей красоте, лебедь являлся непременным атрибутом античной богини красоты Афродиты, а в эпоху ампира он стал ассоциироваться с Жозефиной, супругой Наполеона. Изысканная моделировка фигурок лебедей с изящно изогнутой шеей и гордо поднятыми крыльями придает композиции особенную торжественность. Изящная ножка и лаконичный плинт, выполненные в аналогичной стилистике, гармонично уравновешивают основные пластические объемы.
Художественное решение предметов отличается четко продуманной композицией, чистотой и гармоничной уравновешенностью объемов. Вазы исполнены с тщательным старанием: литье выполнено в хорошо подготовленную форму, поверхность подвергнута ювелирной прочеканке и плотному золочению. Особое значение отведено колориту, основанному на эффектном контрасте золоченой и темно патинированной бронзы. Следует отметить, что как правило, подобные предметы не имеют специальной маркировки - русские мастера избегали ставить клейма на свои изделия, стремясь выдать их за французские: коммерческий успех был для них важнее престижа. Поэтому атрибуция таких предметов проводится на основе характерных технологических приемов и стилистических особенностей. Характер исполнения с некоторой наивностью проработки отдельных элементов, а также характер монтировки позволяет сделать вывод о том, что представленные вазы были исполнены в 1830-е годы в Санкт-Петербурге или Москве. Следует отметить, что предметы подобной типологии в настоящее время являются редкостью антикварного рынка.
Вазы-кувшины парные с фигурками лебедей представляют художественную, историко-культурную ценность, имеют несомненное музейное, антикварное, коллекционное значение.