Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура «Киргиз на лошади». Каслинский чугунолитейный завод (Касли). Конец XIX - начало ХХ вв. Модель: А.Л. Обер (1872 год). Литейщик: А. Козлов. Чугунное литьё.
Размер: высота - 20 см.; основание - 19х10 см.
Артикул: 17-14-5. Цена: 300 000 рублей
Опубликована в каталоге: «Литье Каслинского завода Кыштымского округа». Спб, 1900 г. №19 – «Киргиз на лошади (раб. Обер»).
Широкую известность в России и далеко за ее пределами завоевал своим чугунным литьём знаменитый Каслинский завод. Он был основан на Урале в 1747 году, но лишь в первой трети XIX века в ассортименте его продукции появляется собственно художественное литьё. Последующие десятилетия – время неуклонного роста художественного чугунного литья в Каслях. Для воспроизведения в чугуне предоставляли свои модели ведущие русские скульпторы Е. Лансере, А. Обер, Н. Либерих, П. и М. Клодт и многие другие. Рассматриваемая скульптура являет собой прекрасный образец каталожной скульптуры Каслинского завода, представляющий бесспорный художественной, антикварный и коллекционный интерес.
ОБЕР Артемий Лаврентьевич
Артемий (Артур) Лаврентьевич Обер родился 10 марта 1843 г. в Москве в семье обрусевшего француза. Дед мальчика приехал в Россию еще в конце XVIII в. Отец будущего скульптора был управляющим конторой императорских театров.
Закончив классическую гимназию, юноша поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако уже на втором курсе он понял, что медицина не его призвание, и увлекся скульптурой.
В 1864 г. Обер приехал в Петербург и показал свои детские работы «Лесной царь» и «Дядя Жук» профессору П. К. Клодту. Заключение мастера гласило: «Неподдельный творческий талант». Молодой человек начал посещать Императорскую Академию художеств в качестве вольноприходящего.
В 1865 г. по совету отца начинающий скульптор уехал в Париж, где продолжил свое образование в Императорской рисовальной школе. Пять лет он занимался рисованием и лепкой с натуры животных под руководством выдающегося французского скульптора-анималиста А. Л. Бари. «Пять лет провел я в Париже — и следовательно, в зоологическом саду. Сколько запечатлелось в моем уме образов всех животных... Лепил я у себя в мастерской, довольствовался только наблюдениями и зарисовками деталей в альбоме. Моя коллекция лепных зверей все росла и росла, и я наконец поверил в себя», — вспоминал позднее мастер. Всего в Париже он выполнил более 15 этюдов и скульптур с изображениями животных, в том числе обратившую на себя внимание критиков композицию «Волчица с волчатами».
Начавшаяся Франко-прусская война заставила Обера вернуться в Россию. Здесь он возобновил свои занятия в Академии художеств. В 1872 г. на выставке в Академии появились первые самостоятельные работы скульптора: «Лев, пожирающий газель», «Собака» и «Лошадь-башкирка». В них читалась рука настоящего мастера так называемой кабинетной, или малой, пластики. За представленные композиции Совет Академии наградил Обера Большой серебряной медалью.
Впоследствии скульптор неоднократно демонстрировал свои работы на различных выставках. Произведения «Борьба двух орлов», «Борзая с лисицей», «Бык-победитель», «Волк», «Лисица», «Кошачье семейство» и другие принесли Оберу популярность и всеобщее признание. В 1893 г. за эти и другие работы ему было присвоено звание академика.
Анималистическая скульптура мастера всегда отличалась точным изображением форм и движений животных, тонким проникновением в их характер и большой художественной ценностью. За годы творческой деятельности Артемий Лаврентьевич выполнил огромное количество фигур и рельефов различных животных и фантастических существ из бронзы, гипса, воска, терракоты, фарфора и майолики. Некоторое время он работал с Каслинским заводом художественного литья.
Наряду с изображениями животных Обер создавал типажные фигуры людей разных народностей. В разное время он выполнил скульптуры «Бретонка», «Туркмен на коне», «Киргиз на лошади» и другие.
В середине 1880-х гг. вместе со скульптором М. О. Микешиным Артемий Лаврентьевич работал над созданием памятника Богдану Хмельницкому для города Киева. В частности, по его проекту была отлита фигура коня.
В 1894 г. мастер снова отправился в Париж и пять лет проработал в этом городе, изготавливая изделия в керамической мастерской А. Биго. Там Обер выполнил блюдо с головой Горгоны, блюдо с головой льва, композицию «Морское чудовище» и другие.
Вернувшись в Россию, скульптор начал сотрудничество с Императорским Фарфоровым заводом, для которого создавал блюда, вазы и другие модели. Работал Обер и с керамической мастерской «Абрамцево» в Москве.
Лучшие произведения Обера отливали и в бронзе известнейшие фирмы Петербурга. Так, на фабрике К. Ф. Верфеля по модели Артемия Лаврентьевича была изготовлена конная статуэтка императора Николая II.
Не менее интересны были творения Обера в монументальной пластике. Он выполнил памятник полковнику А. С. Келину для Полтавы, большие бюсты: императрицы Екатерины II, позже установленный перед зданием Обуховской больницы, и императора Александра II.
16 мая 1908 г. в Петербурге у здания Никольского собора состоялось торжественное открытие памятника героям броненосца «Император Александр III», погибшего в Цусимском сражении во время Русско-японской войны — Цусимский обелиск. Скульптурное оформление монумента выполнил Обер.
Также Артемий Лаврентьевич стал автором декоративных скульптур для Бородинского моста в Москве, построенного к 100-летию победы в Отечественной воине 1812 г., и изображений амуров для Императорской Придворной певческой капеллы в Петербурге.
Но основным направлением творчества Обера оставалась анималистика. «Я всегда работал зверей так, что кроме придачи им свойственного характера выявлял еще то детальное, наружное, которое и составляет прелесть каждого животного», — писал мастер. Он по праву считается одним из лучших скульпторов-анималистов девятнадцатого столетия.
Артемий Лаврентьевич Обер умер в Петрограде в 1917 году.