Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «Прощание казака с казачкой». Российская Империя, Санкт-Петербург. Конец XIX - начало ХХ вв. Скульптор: В.Я. Грачев. Бронзолитейный завод К.Ф. Верфеля. Бронза, литье, чеканка, патинирование, монтировка. На поземе факсимиле подписи скульптора: «ЛЪП. ГРАЧЕВЪ» и марка литейщика: «FABR. C.F. WOERFFEL». Размер: 20,5х13,5 см.
Артикул: 18-16-5. Цена: 1 500 000 рублей
Скульптура настольная «ПРОЩАНИЕ КАЗАКА С КАЗАЧКОЙ», изображающая молодого усатого верхового казака в шароварах и гимнастерке, в папахе-кубанке и высоких сапогах, с лядункой у пояса и с винтовкой в чехле за плечами. Нагнувшись в в седле, воин обнимается с девушкой-казачкой в костюме-парочке с оборками вдоль застёжки, по вороту и подолу, с длинной косой и с кокошником на голове, приставшей на пеньке и целующей жениха. Вскинувший нетерпеливо голову и грызущий удила жеребец – под форменным казачьим седлом с чепраком, с баулом и скаткой шинели у седельных лук, в ременной сбруе с пахвами и нагрудником; справа к седлу приторочен фураж для лошади – торба с овсом. Группа смонтирована на полой овальной подставке с выпуклым рельефным поземом, передающим неровную почву, пень и камни на заднем плане.
Модель исполнена Василием Яковлевичем Грачёвым (1831-1905), скульптором-самоучкой из семьи государственных крестьян, пришедшим в искусство через ремесленную среду. Грачев работал модельщиком в крупнейших серебряных мастерских Петербурга – у П.А. Овчинникова, А.А. Смирнова и И.П. Хлебникова. Особую известность В.Я. Грачеву принесла его бронзовая пластика, созданная на фабрике художественной бронзы К.Ф. Верфеля. Среди охотничьих, исторических и батальных композиций Грачева особое место занимали сцены военного быта Кавказа, а также их отдельные персонажи: Горцы, русские солдаты, колоритные типы пограничного линейного казачества. Данная работа В.Я. Грачева продолжает эту «казачью» серию и представляет вариацию одной из самых известных его скульптур «Прощание казака (Казак верхом, обнял жену, стоящую на стремени)». В творческом наследии В.Я. Грачева насчитывается не менее пяти композиций на эту тему (плюс варианты):
1) Прощание казака с казачкой зимнее (казачка на пне слева на лошади);
2) Прощание казака с казачкой летнее (казачка навесу справа, большая и малая модели);
3) Прощание казака с казачкой зимнее (оба стоят перед лошадью);
4) Прощание казака с дочерью зимнее (оба стоят перед лошадью);
5) Прощание стрельца со стрельчихой (в костюмах XVII столетия).
Данная модель относиться к первому композиционному типу скульптуры – в зимнее форме с плоской папахой-кубанкой, казачка – не в рубахе с поневой и босиком, а в теплом костюме-«парочке» и в туфельках-чириках с каблуками.
Грачев создает образы своих персонажей времени Александра III. Автор внимательно и точно передает особенности и детали военного быта казачества 1880-х годов, о чем свидетельствует новая казачья униформа Александровской эпохи.
Данная модель – одна из наиболее удачных в творчестве Грачева; работа представляет автора не просто умелым ремесленником, но и талантливым мастером.
Скульптор анатомически точно изображает и корпус лошади, и человеческие фигуры в сложном соподчинённым движении. Реалистически переданы молодые красивые лица героев, тонко и пластично моделированы детали – кисти рук обнявшей жениха девушки, подробности амуниции, естественно драпирующиеся складки одежд. Грачеву удалось воссоздать трогательную сцену прощания молодых суженных, передать её лирическую атмосферу и колоритную образность. Так в данной скульптуре гармонично сочетается анималистическая, военно-историческая и сюжетно-психологическая линии малой кабинетной пластики России конца XIX века.
Данная отливка выполнена на петербургском камнерезном и бронзолитейном заводе прусского, а с 1892 года – российского подданного. Купца 2-ой гильдии Карла Федоровича Верфеля. Заведение, основанное в 1842 году его отцом, Ф.Ф. Верфелем, в промышленной зоне Петербурга на набережной Обводного канала, 80, специализировалось на производстве обстановочной бронзы, комбинированной с цветным поделочным камнем. Сбыт изделий был налажен через торговую фирму «Гессирих и Верфель», имевшую магазин на Невском проспекте. Верфелевская продукция неизменно присутствовала на художественно-промышленных выставках дома и за рубежом, неизменно же брала на них премии и призы.
В 1870 году, с приходом к управлению Верфеля-младшего, её бронзовое производство переключается на литьё мелкой кабинетной пластики и скульптурного портрета. К.Ф. Верфель сотрудничает со многими замечательными мастерами бронзовой миниатюры, среди которых – А.Л. Обер, Л.В. Позен, Н.А. Лаверецкий, Р.Р. Бах, П.А. Самонов; ведущим же верфелевским модельером выступает В.Я. Грачев обеспечивший хозяину законное овладение всем репертуаром Лансере и упрочивший его позиции в конкурентной борьбе с Шопеном. Фабрика Верфеля работала вплоть до 1893 года, когда была преобразована в завод. В это время на ней были заняты 88 рабочих, использовались два паровых двигателя мощностью 30 лошадиных сил. Около 1910 года годовой оборот составлял 100-105 тысяч рублей. В 1914 году предприятие перешло в собственность Карла Фаберже.
Памятник подписан автором и литейщиком, отличается техническим уровнем исполнения; скульптура находиться в хорошей сохранности, обладает несомненной художественной и коллекционной ценностью.