Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура «Святой Апостол Павел». Российская Империя, Санкт-Петербург/Польша (?), конец XIX века. Скульптор: Антоний Францишек Мечислав Мадейский (1862-1939). Бронза, литье, патинирование, камень.
Размер: высота – 35 см.; основание – 15х19 см.
Артикул: 22-47-2. Цена: 525 000 рублей
Антоний Францишек Мечислав Мадейский (1862-1939) – скульптор, медальер, живописец и коллекционер. Забытый польский мастер второй половины XIX века, работавший некоторое время в России, в Санкт-Петербурге.
В каталогах выставок Императорской Академии художеств фигурировали слелующие произведения Мадейского: в 1894 году — «Бюст г-жи К. бронзированный гипс) », «Св. Апостол Андрей Первозванный» и «Уводы»; в 1897-м — «Бюст императора Николая I», «Маленькая Ева» и мраморный бюст «Южанка»; в 1898-м — бронзовая группа «Законная защита», которая имела латинское наименование «Defensio legalis» («Правовая защита»).
Антоний Францишек Мечислав Мадейский (1862-1939)
Святой Апостол Павел
Антоний Францишек Мечислав Мадейский (1862-1939) – скульптор, медальер, живописец и коллекционер. Забытый польский мастер второй половины XIX века, работавший некоторое время в России, в Санкт-Петербурге. Но он не забыт у себя на Родине, о чем свидетельствует подробное жизнеописание, представленное в «Словаре польских художников» (1993). Однако о петербургском периоде его творчества в этом издании сообщается немногое. Названы лишь три работы: «Маленькая Ева» (1895, гипс, Национальный музей в Варшаве), миниатюрный бюст Яна Матейки (1895, бронза, Музей Яна Матейки, Краков) и аллегорическая композиция «Defensio legalis» (1897, бронза, Национальный музей в Варшаве).
Предваряя более внимательное рассмотрение не известного ранее скульптурного портрета работы А. Мадейского, исполненного, как свидетельствует авторская подпись, в Петербурге в 1894 году, сообщим некоторые биографические сведения общего характера. Родившийся на Волыни Антоний Мадейский до приезда в столицу Российской империи окончил гимназию в Житомире, учился скульптуре в Школе изящных искусств в Кракове (1882-1886) и в Венской Академии художеств (1886-1889). В Петербурге он появился вслед за целой группой польских живописцев, образовавших «нечто вроде художнической колонии, игравшей заметную роль в жизни Академии и культурной жизни Петербурга последних лет ХIХ столетия». Пребывание здесь Мадейского не было постоянным. Он периодически возвращался на родину, совершая также кратковременные поездки в Италию, Францию, Германию. Кроме того, как рассказывал сам скульптор в интервью для издававшегося в Петербурге польского журнала «Кгаj», ему пришлось полтора года работать «на Кавказе над убранством одного дворца». Судя по упоминанию в другой журнальной заметке на польском языке, это был знаменитый особняк барона В.Р. Штейнгеля. Построенный в 1890-е годы и подаренный владельцем городской думе, он стал подлинным украшением Владикавказа, уничтоженным в годы гражданской войны.
В каталогах выставок Императорской Академии художеств фигурировали следующие произведения Мадейского: в 1894 году — «Бюст г-жи К. бронзированный гипс)», «Св. Апостол Андрей Первозванный» и «Уводы»; в 1897-м — «Бюст императора Николая I», «Маленькая Ева» и мраморный бюст «Южанка»; в 1898-м — бронзовая группа «Законная защита», которая имела и указанное выше латинское наименование «Defensio legalis» («Правовая защита»).
Польский скульптор экспонировал свои работы и в других местах. Так, в 1894 году на петербургской и московской выставках Санкт-Петербургского Общества художников Мадейский представил группу из фигур двух моряков, названную «Кронштадт — Тулон» и символизировавшую русско-французский союз — братание французов и русских в ходе посещения национальными эскадрами сначала Кронштадта (1891), а затем Тулона (1893). Воспроизведение этой работы Мадейского, впервые показанной в 1893 году в Обществе поощрения художеств, удалось обнаружить в журнале «Петербургская жизнь».
В 1895 году в Товариществе передвижных художественных выставок Мадейский показал «Бюст кн. Е.К. Горчаковой» и «Бюст кн. М.К. Горчакова». Первый из них, принадлежащий ныне профессору Ю.Ш. Абрамов (Санкт-Петербург), как раз и был тем самым портретом, который привлек мое внимание к творчеству польского скульптора. На тыльной стороне этого терракотового бюста имеется авторская надпись: «Портретъ Княжны Елены Константиновны Горчаковой»; ниже подпись и дата: «Sculp. Ant. Madeyski St. Petersbourg 1894».
Второй портрет, местонахождение которого неизвестно, являлся изображением младшего брата княжны Е.К. Горчаковой (1873-1948) — Михаила Константиновича Горчакова.