Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Скульптура «Лисинский медведь»

Скульптура «Медведь» («Лисинский медведь», «Большой медведь»). Российская Империя, последняя четверть XIX века. Автор модели: Н.И. Либерих. На основании надпись: «Lieberich.». Фабрика художественной бронзы К.Ф. Верфеля. На основании: «FABR. C.F. WOERFEEL». На фронтоне основания - шильда с надписью: «УБИТЬ ГОСУДАРЕМЪ ИМПЕРАТОРОМЪ БЛИЗЪ ЛИСИНА 9 МАРТА 1865 ГОДА». Под надписью - шкала с линейными мерами - 15 – вер. Модель —  Санкт-Петербург. 1865. Бронза, литье, чеканка, патинирование.

Высота — 55,5 см.

Произведение искусства находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.

Скульптура выполнена в лучших традициях петербургского художественного литья. Бронзовая поверхность подвергнута тщательной прочеканке и патинированию характерной тональности. Размеры скульптуры соответствуют образцам музейных собраний.

Публикации:

1. Государственная Третьяковская галерея. Скульптура ХVIIIIХ вв. Каталог собрания. М.: Красная площадь. 2000. т. 1. с. 234;

2. Придворная охота. М. 2002. с. 283;

3. Художественное литье ХIХ-ХХ веков в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Екатеринбург. 2005. с. 81;

4. А. Егоров, К. Журомский. Николай Либерих. Скульптура и графика. М. 2011. с. 221.

Скульптура «МЕДВЕДЬ» («ЛИСИНСКИЙ МЕДВЕДЬ», «БОЛЬШОЙ МЕДВЕДЬ») представляет художественную, историко-культурную ценность, имеет музейное значение.

На шестиугольном постаменте, на основании, «земле» установлено скульптурное изображение стоящего на задних лапах медведя перед вывороченным пнем. Голова повернута вправо, рот полуоткрыт, уши подняты.

Модель данной скульптуры принадлежит к числу наиболее известных произведений известного русского скульптора-анималиста Николая Ивановича Либериха (1823-1883). Профессиональный военный, Н.И. Либерих, выйдя в отставку, начал заниматься в Императорской Академии художеств в классе знаменитого русского скульптора П.К. Клодта (1805-1867). Удачный дебют скульптора состоялся на Академической выставке 1857 года – за представленную модель из воска «Мазепа» Н.И. Либерих был награжден малой серебряной медалью. Позднее, за произведения на темы охоты, представленные на академических выставках 1860-61 гг. скульптор был удостоен звания академика.

Теме охоты, одному из наиболее известных увлечений российского дворянского общества, Либерих посвятил многочисленные скульптурные композиции, которые пользовались широкой популярностью не только в России, но и за рубежом. Охотничьи сцены, в которых скульптору удавалось блестяще передать охотничий азарт, объединявший в единое целое всех участников охоты, после Всемирной выставки в Лондоне в 1862 году получили широкую известность и пользовались особой предпочтительностью в Англии. Скульптор являлся постоянным участником российских академических выставок, и также ряда Всемирных выставок.

Модель данной композиции была выполнена в 1865 году после удачной охоты императора Александра I. Известно, что Александр I был страстным охотником. Одним из его излюбленных мест охоты являлось Лисино, располагавшееся в 50 км. к югу от Петербурга. Считается, что Лисино получило свое название из-за того, что здесь в большом количестве обитали лисы. В середине ХIХ века в журнале «Нива» отмечалось: «Лисинский лес может очаровать охотника своей девственной прелестью, да и для медведя он — чистая находка: только здесь медведь пользуется некоторым покровительством закона, запрещающего жителям окрестных сел и деревень охотиться на него в казенном лесу».

С 1857 года император каждый год проводил в Лисино, где в 1860 было образовано специальное лесничество в «заказ» для царских охот. Здесь для императора известным архитектором Николаем Леонтьевичем Бенуа (1813-1898) был построен охотничий дом, который император очень любил. Интересный рассказ об охотах Александра I оставил служащий егермейстерского ведомства Михайлов: «... охоты производились каждую неделю по средам. Государь выезжал всегда вечером, по вторникам, ночлег имея где-нибудь по соседству охоты, а в среду утром после чая отправлялся на охоту; завтракал большей частью в лесу. Утром рано кухня с метрдотелем и камер-фурьером отправлялись на место охоты, выбирали по возможности открытое место. Порасчистят несколько снег, приготовят стол, здесь же в стороне разведут плиту — и завтрак готов. Государь подходит к столу, делая рукою жест, приглашающий к завтраку, все подходят, окружают стол н завтракают стоя, стульев не полагалось. Государь и вся свита одеты одинаково... Сюда же всегда собирались... из соседних деревень отставные солдаты... и государь всегда подходил к ним и милостиво с ними разговаривал: где, в каком полку кто служил, при этом припоминал командиров и сам называл их фамилии... Поговорив, он, обращаясь в ту сторону, где стоял всегда чиновник с деньгами, говорил: «Выдать по рублю, а георгиевским кавалерам по три». Государь на охоте был всегда весел, приветлив, здоров, хотя портфель, набитый докладами министров, всегда ехал с нами вместе, и государь вечером, удаляясь в свою комнату, несколько часов посвящал занятиям. Дежурный фельдъегерь утром вез уже рассмотренные доклады в Петербург».

Известно, что трофеи императорских охот часто становились не только украшением императорских резиденций, но и являлись престижными подарками высокопоставленным зарубежным особам.

В творческом наследии Либериха известно несколько композиций, посвященных охотам в Лисино. Однако, выразительная фигура стоящего на задних лапах медведя - трофей охоты весны 1865 года, пользовалась особенной популярностью. Модель фигуры была выполнена в одну четвертую натуральной величины могучего животного, достигавшей около 180 см. (Средний рост медведей — 135 см.) - на это указывает масштабированная линейка на шильде (16 вершков = 1 аршин). Пожалуй, именно в этой композиции наиболее полно выражен яркий талант скульптора, сумевшего не только точно воспроизвести внешний облик медведя, но и передать характерное мимолетное состояние животного, почуявшего опасность.

Модель композиции в 1866-1880-х годах выполнялась в бронзе на известной петербургской бронзолитейной фабрике Р.Я. Кохуна (торговая фирма Никольс н Плинке), с 1880-х годов модель исполняли в чугуне на знаменитом Каслинском чугунолитейном и железоделательном заводе (Каталог 1895 года. У. №78). Скульптура в бронзе экспонировалась на Всемирных выставках в Париже (1867 г.) и в Лондоне (1872). В настоящее время экземпляры скульптуры в бронзе хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Симферопольском художественном музее, в частных собраниях.