Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура «Степан Разин». Е. Вучетич, 1960-е гг. Бронза, литье, патинирование в темно-коричневый цвет, мрамор коричнево-красноватого цвета, полировка. Высота: 21 см. На подставке, у ног Степана Разина, авторская подпись курсивом «Е. Вучетич», справа, у левого сапога, проставлена дата создания оригинальной авторской модели «196…».
Артикул 21-124-1. Цена: 562 500 рублей
Произведение искусства находится в частной
коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.
Скульптура «Степан Разин» Евгения Вучетича представляет историко-культурное, художественное коллекционное значение.
Степан Разин показан в виде мощной и внешне колоритной мужской фигуры, сидящей на скалистом утесе в позе задумчивости и размышлений. Изображен С. Разин с шашкой в ножнах на правом боку и в одежде донского атамана – в папахе на голове, шароварах, казакине, сапогах и накидкой на плечах с меховым капюшоном.
Скульптура «Степан Разин» из патинированной бронзы, установленная на квадратной подставке из мрамора, является нетиражным единичным авторским произведением жанровой скульптуры малых форм, воспроизводящим собирательный образ предводителя крупнейшей крестьянско-казачьей войны середины ХVII века - донского казака и казачьего атамана Степана Разина с максимальным сохранением портретного сходства по сохранившимся — художественно-историческим источникам. Автором оригинальной модели, исходя из имеющейся подписи на подставке, является выдающийся советский скульптор-монументалист, народный художник СССР Евгений Викторович Вучетич (1908-1974). На подставке` скульптуры имеется указание на время создание авторской модели, которое может быть прочитано как «1963», «1965» или «1968» год (последняя цифра плохо просматривается). Скульптура «Степан Разин» происходит из семьи М. Долгановой, являющейся дочерью давнего московского друга (журналиста по специальности) Е.В. Вучетича, который собственноручно подарил ему данную отливку в бронзе.
Данная пластическая композиция «Степан Разин» — является этюдом к монументально-декоративной скульптуре «Степан Разин» (1968 г.) из патинированной бронзы, которая была подарена Е.В. Вучетичем в новочеркасский Музей истории Донского Казачества, в фондах которого она хранится по сей день. По мнению специалистов, именно эта скульптура, изображающая Степана Разина, является одной из самых лучших и наиболее лиричных работ не только в творчестве самого Е.В. Вучетича, но и во всем советском изобразительном искусстве 20 века (образ казачьего атамана воплощен в деревянной скульптурной группе «Степан Разин с ватагой» С.Г. Конёнковым в нач. 1920-х гг.).
Все критики отмечают «необычайную трактовку образа народного героя, который представлен в виде сидящего в глубокой задумчивости человека, мощного по своей физической и духовной стати и полного трагических раздумий о судьбах Родины. Эта кровная связь с родной донской землей проявляется в том, что Разин сидит прямо на каменистом утесе или пригорке и держит в правой руке полевой степной цветок-бессмертник». Также известно, что бессмертник, имеющий глубокое символическое значение, в руку фигуры с изображением Разина попросил вложить писатель М. Шолохов, с которым Вучетича связывали долгие годы большой дружбы.
Историческая личность Разина, выросшего и возмужавшего на Дону, всегда привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем огромного количества русских народных песен, в которых реальный образ воинственного и жестокого казачьего вождя подвергался эпической идеализации, но при этом часто содержал почти документально точные подробности народного восстания и его биографии. Три песни о Стеньке Разине, стилизованные под фольклорное — творчество, написаны А. С. Пушкиным, в конце ХIХ века популярной народной песней стало стихотворение -Д. М. Садовникова «Из-за острова на стрежень», созданное на сюжет одной из легенд о Разине. Но мотивам сюжета именно этой песни в 1908 году был снят первый российский художественный кинофильм о С. Разине - «Понизовая вольница», а В. А. Гиляровским была написана поэма «Стенниа-Разин». Образ Разина вдохновил известного русского художника В.И.Сурикова — на написание исторического полотна «Степан Разин» (1903-1907, Русский музей), его имя запечатлела народная память в названии утеса и урочищ на Волге. Личность казачьего атамана отображена во многих советских литературных произведениях, в частности, в романах С.Злобина («Степан Разин») и В. Шукшина («Я пришел дать вам волю...». Не удивительно, что и Е.В. Вучетич - крупный мастер советской скульптуры, проведший детские годы на Дону, не мог пройти в своем творчестве мимо такой колоритной фигуры, какой являлся донской казак Степан Разин, считавшийся в советское время русским национальным героем.
Рассматриваемый бронзовый этюд является практически точным, но уменьшенным до размеров малой кабинетной пластики аналогом знаменитой скульптуры «Степан Разин» из фондов музея в Новочеркасске. Характер пластического исполнения, колористика патины, уровень литья свидетельствуют, что отливка в бронзе рассматриваемого — камерного варианта (скульптурного этюда) может быть датирована 1960-ми годами (период 1963-1968 т.). Известно, что монументально-декоративная скульптура с изображением Степана Разина делалась Вучетичем чуть более 5-ти лет и была отлита мастерами ленинградского завода «Монументскульптура». Это делает правомерным предположение, что и данная камерная бронзовая работа «Степан Разин» была изготовлена на этом же бронзолитейном предприятии в 1960-е годы.
Степан Тимофеевич Разин
Портрет Степана
Разина. Гравюра из английского издания 1672 г.
Степан Тимофеевич Разин, известный как Стенька Разин (1630-1671) - донской казак, казачий атаман, предводитель народного восстания 1670-1671 г., крупнейшего в истории допетровской Руси.
Евгений Викторович Вучетич (1908-1974)
Евгений Викторович Вучетич (1908-1974) - советский скульптор, народный художник СССР (1959), действительный член АХ СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1967), лауреат Ленинской (1970) и Сталинской премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950). Наиболее последовательно выразил официальную линию развития монументальной советской скульптуры середины 20 века. В монументальных, героико- символистиких скульптурах и ансамблях воссоздавал важнейшие события в истории Советского государства, особенно Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в которой он принимал участие. Наиболее значительные произведения: памятник-ансамбль воинам Красной Армии, павшим в боях с фашизмом (Трептов-парк в Берлине, 1946-1949), памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (Волгоград, 1963-1967), аллегорическая статуя «Перекуем мечи на орала» (у здания ООН, Нью-Йорк, 1957, «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958). Создал серию скульптурных портретов выдающихся военачальников Красной Армии, в чьих образах отражен подвиг советского народа в Великой Отечественной войне (И. Д. Черняховский, 1945; М. Г. Ефремов, 1946; В. И. Чуйков, 1947; Н. Ф. Ватутин, 1948).