Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «Купидон и лев». Франция, Париж,
1890-е годы. Автор: Ferville-Suan (1847-1925). Бронза, литье, чеканка,
двухцветное патинирование оливкового и светло коричневого цвета.
Размер: основание - 30х15 см.; высота - 33 см.
Скульптурная композиция «Купидон и лев» на прямоугольной подставке поземом в виде утоптанной поверхности земли. Двухфигурная композиция изображает стоящего и слегка рычащего льва, на которого спокойно облокотился, подперев правой рукой голову, стоящий рядом с ним Купидон. На голове Купидона римский шлем с пышным перьевым плюмажем и увитый лавровым венком, широко распущенные в стороны за спиной крылья, легкая накидка обвивает левую руку и правую ногу, на тонком ремешке, спускающемся через весь торс от правого плеча к левому бедру, подвешен колчан со стрелами.
На поземе подставки, сзади льва, имеется «лента» с надписью латинским курсивом «Ferville-Suan», которая является указанием на автора модели скульптурной композиции.
Скульптурная композиция «Купидон и лев» является классическим образцом парижской интерьерной бронзы, выполненной в яркой и эффектной манере европейской неоклассики конца ХІХ века, предназначенной для украшения домашнего, служебного и общественного интерьера. Скульптурная композиция отлита по частному каталожному заказу на одной из парижских фабрик художественной бронзы (фабричные клейма отсутствуют) и выполнена в материале (патинированная бронза) по авторской модели известного французского скульптора Чарлза Георга Фервиль-Суана (Ferville-Suan, 1847-1925). Исходя из техники и качества бронзового литья, характерного цвета патинирования, тематики и художественного стиля скульптурной композиции, а также биографии художника, скульптурная композиция «Купидон и лев» может быть датирована 1890-ми годами. Автором модели является скульптор Ч.Г. Фервиль-Суан, фамилия которого указана на поземе подставки.
Краткие данные биографии художника:
Ferville-Suan (Чарлз Георг Фервиль-Суан) родился в городке
Ле-Ман во французском департаменте Сарта, 16 января 1847 года и умер в городе
Ле-Ман 11 декабря 1925 года. Известно, что он учился в Парижской школе Изящных
Искусств (École des Beaux-Arts) и был учеником профессора скульптуры Франсуа
Жуффроя (François Jouffroy, 1806-1882).
Работал в области декоративной скульптуры, создавая различные статуэтки, скульптурные композиции и настенные медальоны в разных материалах - в гипсе, мраморе и патинированной бронзе. Свои модели и готовые в бронзе художественные отливки выставлял на сезонных выставках знаменитого Парижского Салона, был активен в своем творчестве с 1872 года по 1909 год. Его скульптурные работы достаточно часто получали положительные отзывы художественной критики и Жюри Парижского Салона, вызывали неизменный интерес со стороны публики, которая отмечала его высокопрофессиональную работу с фактурой, деталями и общим аллегорическим смыслом сюжета любой скульптуры. Фервиль-Суан являлся членом Общества французских художников (Société des Artistes Français). Модели Ч.Г. Фервиль-Суана отливалась в бронзе на парижских фабриках художественной бронзы, его скульптура была популярна не только во Франции, но и за её рубежами.
Следует пояснить аллегорический смысл данной жанровой
скульптуры, персонажи которой показаны в очень реалистической и непринужденно-вальяжной
манере.
Купидон - один из самых известных типажей древнеримской и древнегреческой мифологии. Купидон (лат. Cupido - желание) известен как бог любви, страсти и влечения в древнеримской мифологии. В древнегреческих мифах Купидона называют Амуром или Эросом/Эротом. Обычно Купидона изображают в виде обнаженного красивого и пухлого крылатого мальчика с луком и стрелами. Считается, что он сын Венеры богини любви и красоты и Марса - бога войны. Такое происхождение символизировало, что любовь может быть как нежной и прекрасной, так и страстной и опасной. Стрелы Купидона заставляли богов и людей влюбляться и часто страдать от неразделенной любви. Золотые стрелы с голубым оперением вызывали сильную взаимную любовь, свинцовые стрелы с черным оперением, наоборот, могли погасить любые чувства и вызвать равнодушие. Таким образом, Купидон мог как создавать, так и разрушать любовь богов и людей. В целом, образ Купидона олицетворял силу любви, которая способна покорять сердца. Купидон часто фигурировал в произведениях античной литературы (Овидий, Вергилий, Гомер) и изобразительном искусстве - его изображали в сценах свадьбы, на картинах с мифологическими персонажами, а также в скульптурах. Хотя Купидон и не был главным божеством в пантеоне античных богов, он играл важную роль в мифологии, олицетворяя одно из самых сильных человеческих чувств - любовь. Купидон служил олицетворением любви во всех ее проявлениях - от возвышенной до чувственной.
Внешний вид Купидона менялся в древней культуре на протяжении столетий. В классической греческой мифологии бог любви Эрос изображался стройным крылатым юношей. Однако в эллинистический период его начинают представлять пухлым младенцем с крыльями. Такой образ Купидона стал наиболее распространенным и в европейском искусстве, в котором он широко использовался начиная с эпохи итальянского Возрождения. Иногда Купидон изображался верхом на дельфине, что символизировало быстроту и стремительность любви. Также его часто сопровождали голуби как символ верности и преданности. Изображения Купидона-Амура-Эрота рядом со львом, верхом на льве - известны с античных времен. Эрот, согласно античной мифологии, имел господство над стихиями: Землей, Воздухом, Водой и Огнем и считался цивилизатором, сумевшим смягчить грубость первобытных нравов человеческого общества теплотой и преданностью настоящей и глубокой любви между людьми. Античное искусство, использовав эту идею с целью показа непреодолимой силы и могущества бога Эрота (Купидона), стало изображать Амура укротителем диких и свирепых зверей. На многих камеях и гравированных камнях античности Купидон изображен верхом на льве, которого он укротил своей любовью и превратил в ручного зверя; также часто он изображается на колеснице, в которую впряжены дикие звери. В рассматриваемой скульптурной композиции Купидон показан не только рядом с укрощенным и подчинившимся ему львом (символ могущества и власти, величия), но и в воинском шлеме с пышным плюмажем из страусиных перьев, что, по мнению исследователей искусства, является отсылкой к 10-й строке «Эклоги» римского поэта Вергилия (1 в. до н.э.) - "Omnia vincit amor" («Любовь побеждает все») или проявлением античной сатиры «войны за любовь» или "любовь как война". В качестве примера сюжетно-тематического аналога, предшествующего данной скульптурной композиции «Купидон и лев», можно сослаться на творчество выдающегося датского скульптора и художника Бертеля Торвальдсена (1770-1844), создававшего произведения искусства на тему античной мифологии. Именно в таком ключе древнейшего представления об Амуре он рассматривал образ Купидона-Эрота в своих работах: не просто как жизнерадостного бога любви, а как бога, верховенствующего над стихийными проявлениями Природы. Серия мраморных барельефов Торвальдсена «Власть Амура над стихиями» подразумевала его господство над миром и на всех барельефах Амур-Купидон изображен в облике обнаженного шаловливого ребенка с покоренным животным.
Скульптурная композиция «Купидон и лев» имеет антикварный статус. Представляет музейное, антикварное, художественное и историко-культурное значение.