Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптурная композиция «Гопак». Франция, конец XIX в. Автор модели В. Щеблевски (V. Szueblevski). Бронза, литье, чеканка, золочение, мрамор.
Артикул 19-142-1. Цена: 1 687 500 рублей
Гопак - танец запорожских казаков
Репин И.Е. «Гопак». 1927 – 1930 гг. Частное собрание
В XVI веке Малороссия переживала длительный период борьбы за независимость, в основном против Османской империи и Речи Посполитой. В это время казаки в Запорожской Сечи ввели обычай: празднуя победу по возвращении домой, танцевать, воспроизводя сцены минувших боев. Они исполняли танцевальные номера, используя сабли, а музыканты играли музыку. Кроме этого, исполнялись акробатические номера, в целях демонстрации мужественности танцоров. Этот стиль движений в танце и дал название гопаку, происходящему от диалектного слова "гопати", то есть "прыгать". Изначально это был исключительно мужской танец, олицетворяющий героизм и благородство. Гетманы, взяв булаву, начинали плясать в центре круга, а входившие в круг казаки подтверждали этим их главенство. Мужские костюмы, традиционно используемые для гопака (красные шаровары, широкий пояс, вышитая сорочка, сапоги), являются по своей сути формой военных того времени.
Хотя музыка не имела конкретно заданного темпа и мелодии,
музыкальный размер гопака, как правило, был 2/4. Музыка, как правило,
наращивала темп от довольно спокойной в начале до практически яростной к концу
танца. В качестве сопровождения для танца обычно выступал также кобзарь —
украинский народный певец-сказитель. Классические инструменты, которые
использовались для музыкального сопровождения гопака — скрипки, волынки,
флейты, трубы, и цимбалы. Со временем, музыка гопака развивалась и ее начали
включать в оперы и балеты. Так, одним из самых ярких примеров выступает опера
"Мазепа", написанная Чайковским.
Танец эволюционировал на протяжении всей истории. То, что
начиналось, как исключительно танец воинов Сечи, со временем переросло в
праздничное действо и для всего народа. В нем начали принимать участие девушки,
и женщины. Эта смешанная версия гопака стала повсеместной, вплоть до в конце
18-го века, когда запорожцы были переселены на Кубань.