Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва

 7(495) 982-38-11

 7(985) 316-25-07

 Whatsapp

Старинный подсвечник с двуглавым орлом и львами

Подсвечник на четыре свечи с двуглавым орлом и львами. Западная Украина (?), XVIII – первая половина XIX века. Медный сплав, литье, токарная и слесарная обработка, гравировка. Клейм нет.

Размер: высота - 52 см.; ширина по развороту ажурной плоскости стояна - 37 см.; диаметр основания - 23 см.

Имеется историко-культурная атрибуционная консультация заведующей отделом металла ГИМ, эксперта по культурным ценностям МК РФ, кандидата исторических наук Дементьевой Л.А.

Предмет находится в частной коллекции. Стоимость и время просмотра просим уточнять по телефону.

Стоян на круглом основании, двухсоставной — в виде точеной балясины и ажурной, развернутой в одной плоскости опоры для крепления свечников, расположенных в горизонтальном направлении. Между свечниками на не большом декоративном возвышении навершие в виде силуэтной фигуры двуглавого орла. Композиция ажурного плоскостного орнамента симметричная, с мотивом противостоящих львов в обрамлении схематических растительных побегов. Голова и приподнятая лапа шагающих львов касаются символической короны, расположенной в центре композиции. Поверхность силуэтов с двух сторон подчеркнута графическими деталями рисунка. Медные светильники на профилированной стойке с массивным основанием и ажурным кронштейном па несколько свечей представляют тип местечковой стилевой формы, выполненный с сохранением строгой симметрии. Составные части большого подсвечника на четыре свечника изготовлены с использованием разных техник и представляют сочетание объемных и плоскостных деталей. Вертикаль конструкции подчеркнута точеной формы стояном, в виде балясиновидного веретена, который удерживается навинчивающимся на стержень круглым массивным основанием. Стоян и свечники выполнены объемно. Вертикаль светильника поддерживает силуэтная фигура двуглавого орла в виде навершия на небольшом возвышении, возможно, заменившая центральный свечник в течение первой половины ХIХ века. Верхняя ажурная часть стояна, несущая свечники, выполнена плоскостным литьем в виде своеобразного кронштейна. Этот вид светильников с ажурной опорой для свечников имеет свой особенный, но всегда узнаваемый художественный стиль, различаясь общим размером, вариантами ажурной композиции и числом гнезд, которых может быть от трех до пяти, а также формой свечников и блюдец. Жесткость всей конструкции обеспечивает стягивающий элемент в местах соединения деталей — гайка на нарезном стержне с крупным шагом.

Истоки художественной моделировки светильников с ажурной плоскостью и разворотом свечников по горизонтали уходят в XVII столетие. Стремление оживить графическую схему ажурной плоскости силуэтными фигурами животных, птиц или человеческим профилем, свойственное западноевропейским осветительным приборам XVII века, известно также в традиции российских настольных светильников с плоским ажурным стояном «травного» орнамента. Подсвечники с основным декоративным мотивом — вписанными в плоскостную ажурную схему львами, отличаются крупным размером и массивностью. Изображение парных львов на светильниках характерно для обрядовых предметов, которые, чаще всего, бытовали в городах и местечках Западной Украины и пограничных территорий. Этот вид светильников не встречается с клеймами. Каждый из сохранившихся образцов выделяется авторской рукотворностью мастера, которая проявляется в индивидуальных художественных особенностях исполнения предмета. Декоративное оформление подсвечника обогащено включением в орнамент обращенных друг к другу фигурок львов. Львы являются не просто декоративным элементом, в их изображении, близком геральдическому, заложена охранительная функция. Упрощенное до схематизма изображение плоскостных фигур львов и двуглавого орла, близкое народному искусству, является самой характерной особенностью подсвечников этого вида. Двухсторонний графический орнамент усиливает впечатление условно-примитивной манеры исполнения и несет особенности авторского исполнения. Фигурки львов близкой трактовки почти всегда присутствуют в оформлении подсвечников данного вида. При этом ни одно из изображений никогда в точности не повторяется, различаясь деталями в силуэте и графической отделке. Ажурная часть подсвечника знаковая для светильников этого круга. Светильник не принадлежит к предметам строго религиозного предписания, но мог использоваться как обрядовый. Огонь, как главный символ праздника, и изображение львов, которые олицетворяли силу, мужество и великодушие, призваны символизировать двойное торжество праздника — огонь веры и силу духа. Эта сложившаяся традиция характерна для определенной среды, где почитались заповеди, и, особенно, одна из трех обязательных — зажигать свечи при наступлении субботы и праздников. По сложившейся традиции подобные подсвечники выполнялись на заказ и были очень востребованы. Круг заказчиков составляла состоятельная часть населения местного дворянства и купечества, независимо от вопросов вероисповедания, в среде которого подобные светильники использовались в домашнем обиходе.

Подсвечник относится к редко встречающимся на антикварном рынке прикладным памятникам материальной культуры. Этот локальный тип подсвечников представляет яркую и своеобразную страницу в истории художественной обработки цветного металла. Приобретенные изменения в состоянии сохранности, связанные с бытовым использованием многодетального предмета не нарушают художественной целостности памятника.

Светильник представляет художественную и историко-культурную ценность, имеет музейное, антикварное и коллекционное значение.