Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Статуэтка «Сидящий черкес с трубкой». Российская Империя. Конец XIX – начало ХХ века. Автор: Е.А. Лансере. Фабрика Ф.Ю. Шопена. Бронза, литьё, патинирование. В списках работ Лансере названа: «Черкес молодой в папахе, сидящий с трубкой». На модель сохранилось право художественной собственности Е.А. Лансере. Выставки: 1886, Лансере и Обер, № 28: «Сидящий черкес». Публикации: Врангель Н.Н. С. 340: «На отдыхе».
Артикул: 18-16-6. Цена: 600 000 рублей
Модель статуэтки была создана в 1871 году, после поездки Лансере на Кавказ. В том же году Феликс Шопен приобрел патент на её исполнение в бронзе. На основаниях отливок, выполненных с авторской модели, устанавливались: авторская подпись «Е. ЛАНСЕРЕ», дата создания: «1871», маркировка литейщика: «Ф. ШОПЕНЪ», а также патентное клеймо: «ОТ МФ НА 10 ЛЪЕЪ. 1871».
Скульптор воспроизвел характерный облик молодого черкеса (о его возрасте свидетельствует отсутствие усов и бороды, которую традиционно отпускали не ранее 40 лет).
Молодой черкес сидит, развернувшись вправо. Очевидно, он изображен в момент беседы – его голова немного приподнята, мимика – динамична.
На голове молодого человека меховая шапка с верхом из ткани (отчетливо видно различие текстур материалов). В отечественной литературе такой головной убор называют тюркским словом «папаха», горцы именовали его по-русски «шапка». Папаха являлась важнейшей частью костюма горцев, её не снимали в помещении; согласно народной пословице, «шапку носят не для тепла, а для чести». Черкес одет в бешмет с высоким стоячим воротником и застёжкой из мелких узелков-пуговиц, для застегивания которых требовалась особая сноровка. Поверх бешмета надета черкеска – традиционная мужская одежда народов Северного Кавказа, которую обыкновенно шили из домотканого сукна высшего качества. Название этой одежде дали русские, впервые увидевшие её на черкесах. Черкеска являлась дорогой одеждой, её непременно надевали в торжественных случаях, отправляясь в общественные места или в гости.
Детальное воспроизведение особенностей традиционной одежды объясняется тем, что Лансере не только видел её, но и с удовольствием носил, нисколько не смущаясь удивленных взглядов петербуржцев. А.Н. Бенуа в своих воспоминаниях отмечал: «Однажды среди наших гостей я заприметил новое лицо – молодого человека с заостренной бородкой, одетого совсем не так, как другие, - в кафтан без пуговиц (имеется ввиду черкеска, которая до талии застегивалась встык на крючки. Л.Д.) и в шаровары. На ногах у него были мягкие черкесские сапоги, а на голове странная кавказская шапочка. Уже одно это было поразительно, но еще поразительней было то, что являлся этот молодой человек всегда верхом на казацкой лошади».
Черкеска плотно облегает фигуру молодого человека. На груди справа и с лева видны газырницы – кармашки с мелкими отделениями в которые вложены трубочки – газыри ( от адыгского «хьэзыр» - готовый), емкости для пороховых зарядов с выступающими верхушками. Газыри высотой 8-10 см. обычно изготовляли из дерева или камыша. Верхушки газырей, выступавшие из кармашков, выполнялись из кости, серебра или железа и часто нарядно украшались. Этот своеобразный патронташ имел не только функциональное, но и декоративное назначение; газыри продолжали носить и после того, как порох заканчивался.
Хотя молодой черкес изображен в момент отдыха, пояса, которым плотно подпоясана черкеска, висит кинжал, являвшийся неотъемлемой принадлежностью мужского костюма. «Это оружие можно, так сказать, причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидают и верхнее платье. Черкес ест, пьет, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружен».
В модели также воспроизведен характерный атрибут мужского костюма - ноговицы - своеобразные чулки без ступней, надевавшиеся поверх брюк и игравшие роль голенищ высоких сапог. Судя по характерным складкам, на черкесе кожаные ноговицы, которые в отличие от суконных, носили преимущественно молодые люди из знатных и богатых семей. На ногах – чувяки – мягкие кожаные туфли без каблуков.
Источник: Л.А. Дементьева «Евгений Лансере. Альбом скульптурных моделей». М., 2011. С. 33-35
ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович
Евгений Александрович Лансере (12 [24] августа 1848, Моршанск — 23 марта [4 апреля] 1886, Нескучное, Харьковская губерния) — русский скульптор-анималист, Почётный вольный общник Академии художеств (1876 г.).
Сын статского советника Людвига Пауля (Александра Павловича) Лансере (1815—1869) (сына майора наполеоновской армии Пауля Лансере, получившего русское подданство) и Элеоноры Антоновны Яхимовской (1824—1856), воспитанницы баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).
Родился в Моршанске, поступил в местную гимназию. С детства в своих работах выбрал тему, которой будет увлечен всю жизнь, — лошадей. Впоследствии, молодой скульптор совершит ряд дальних поездок по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке, добавив в своё творчество многие этнические образы (Афганец, Араб и др.), значительно обогатившие его творчество.
В 1861 году вместе с семьей переезжает в Петербург. Там окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию и юридический факультет Петербургского университета. Специального художественного образования не получил и занимался лепкой самостоятельно, пользуясь советами Н. И. Либериха. В 1872 году за свои работы получает от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. 1874 году был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 года являлся членом Московского общества любителей художеств.
Был крупным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Всего он создал около 400 произведений. Его работы представлены в экспозиции Радищевского музея, Национальном художественном музее Белоруссии, хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, и др.
Его сын и дочь — Евгений Евгеньевич и Зинаида Евгеньевна стали художниками, младший сын Николай Евгеньевич — архитектором.