Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Скульптура «Вольтер». Франция, XIX век. Модель: J. Houdon (Ж. Гудон) 1778 года. Бронза, литьё, патинирование.
Размер: высота – 30 см.
Артикул 21-10-7. Цена: 390 000 рублей
Ж.-А. Гудон. Статуя Вольтера. 1781. Санкт-Петербург, Эрмитаж
Сегодня эта работа известного французского скульптора Гудона - сидящий в кресле Вольтер — находится в Эрмитаже. О ней увлеченно рассказывают экскурсоводы, вдохновенно пишут всевозможные музейные путеводители. Приведем выдержку одного из них: «...Трудно пройти, не остановившись, мимо этой скульптуры, захватывающей своей острой жизненностью».
Властитель дум XVIII столетия, глава французской просветительной философии, Вольтер сокрушал своей критикой основы феодального общества. Его злой иронии боялись все монархи Европы. Не раз подвергавшийся преследованиям со стороны французского правительства, стремившийся к свободе и независимости, Вольтер жил в своем доме в Швейцарии, неподалеку от французской границы. В феврале 1778 года 84-летний Вольтер без разрешения Людовика XVI возвратился в Париж. Эта поездка превратилась в настоящий триумф великого мыслителя. Именно в тот приезд Вольтер и позировал Гудону.
Перед скульптором встала очень сложная задача. Вольтер был некрасив, маленького роста, очень худой, дряхлый и совершенно лысый. Как же, не особенно погрешив против истины, создать полный достоинства образ одного из людей, прославивших Францию? Гудон изобразил Вольтера спокойно сидящим в кресле. Великий философ облачен в подобие античной тоги, широкими складками драпирующей фигуру. Внимание зрителей приковано к главному — поразительно живому и одухотворенному лицу. Оно озарено такой силой внутренней жизни, что это определяет и исходное, и конечное впечатление от статуи. Тонкие губы насмешливо сжаты. Проницательный взгляд полон мысли и иронии.
Трудно представить себе портрет, в котором полнее раскрылся бы острый и насмешливый ум Вольтера...
Вот уже 200 лет судьба этой статуи неразрывно связана с историей нашей страны. Только однажды она была вынуждена покинуть свое многолетнее пристанище в стенах Эрмитажа, покинуть на несколько лет, чтобы потом возвратиться сюда уже навсегда. Это случилось в июне 1941 года, когда сразу же с началом войны Советское правительство приняло решение эвакуировать художественные сокровища Ленинграда в далекий тыл.
Экскурсоводы с гордостью подчеркивают, что в музее хранится оригинал — первый экземпляр «мраморного Вольтера», созданного Гудоном по заказу Екатерины II. Второй «мраморный Вольтер», как известно, был исполнен автором для Театра французской комедии и до настоящего времени находится в его здании. И редко, очень редко заходит речь о других двойниках знаменитой скульптуры, которые предшествовали появлению того Вольтера, чей облик стал сегодня хрестоматийный.
История этих двойников мне представляется интересной. Еще задолго до того, как из-под резца скульптора появилась известная теперь многим работа, в выставочных залах Парижа поражал зрителей другой «Вольтер» Гудона. История сохранила о нем восторженный отклик одного из критиков:
«Вот где в настоящем виде восстает перед нами великий фернейский старик. Он закутан в халат, он вернулся с прогулки, он устал, он собирается спать — такова избранная художником бытовая сцена. Но, несмотря на усталое тело, его мужественный дух и сардонический смех наглядно говорят о только что собранной им новой и обильной жатве всего смешного и глупого: он смеется над дураками, попами и фанатиками и вот еще раз выставит их на общее посмешище. В этой маленькой статуйке, величиной меньше одного фута, более гениальности, чем во всех статуях наших великих людей...».
Этот отзыв критика был адресован небольшой статуэтке из золоченой бронзы работы Гудона, на которой изображен сидящий в кресле Вольтер и которая вместе с какой-то другой статуэткой, изображавшей философа в той же позе, предназначалась в дар императрице Екатерине II.
Екатерина получила подарок скульптора и не преминула упомянуть об этом в своих письмах. «Я получила две статуэтки сидящего Вольтера, — признается императрица в письме Гримму от 14 мая 1780 года. — На одной из них значится, что она преподнесена мне автором, другую я подарила Г. Оберкамергеру...».
Во втором письме, адресованном на этот раз Вольтеру, Екатерина пишет о том, что она должна расплатиться за подарок. «...Мне нужно вам послать 100 людовиков за сидящего Вольтера и 20 000 ливров за будущую статую».
Эта будущая статуя и была мраморной фигурой Вольтера, которая нашла себе место среди сокровищ Эрмитажа. И с первых дней своего появления в Петербурге судьба мраморного шедевра то и дело сопоставляется с историей его двойника. Сохранилось предположение, будто бронзовая статуя была послана на одобрение Екатерине как модель будущего заказа. Сохранилось и суждение критика, сравнивающего обе эти работы: «Так или иначе бронзовая статуэтка представляет из себя как бы макетку знаменитой гудоновской статуи Вольтера, ее первый замысел, имеющий для нас тем большее художественное значение, что сравнение обеих этих статуй, бронзовой и мраморной, дает возможность отметить некоторые интересные изменения творческой мысли Гудона». Как считал критик, — «... Нисколько не уступая в смелости и талантливости общего замысла знаменитой мраморной статуе, ее маленькая бронзовая модель значительно ей уступает в некоторых подробностях, указывающих на более зрелый и обдуманный ход окончательной мысли художника...».
После смерти Екатерины бронзовая статуэтка была заброшена и десятки лет валялась на чердаках Эрмитажа, пока, наконец, в 1852 году не была продана с аукциона в числе многих других предметов, ненужных музею, и куплена графом А.П. Шуваловым за 100 рублей серебром.
Мраморную же статую чуть совсем не уничтожили. Ненавидевший все, что было связано с его матерью, Павел I распорядился «истребить эту обезьяну», имея в виду «Вольтера». И только счастливая случайность помешала осуществить это намерение. Статую, дабы она не попалась на глаза императору, сначала прятали в подвалах Таврического дворца, а оттуда, уже после смерти Павла I, перевезли сначала в Царское Село, потом в публичную библиотеку и, наконец, снова в Эрмитаж, где она и обрела подобающее ей место... Однако какими бы значительными ни выглядели подробности, которые касались истории двух созданий великого мастера, они, как видим, ни одним словом не проливают свет на судьбу третьей работы скульптора — той самой, что в свое время была подарена Екатериной II оберкамергеру... Ее бронзовая пара (то есть подаренная императрице. — И.П.), как теперь уже известно, провалялась на чердаках Эрмитажа много лет, пока не была продана с аукциона. Робкие догадки в связи с происходящим в какой-то мере позволяют строить разве только год продажи — 1852-й. Не могло ли случиться так, что судьбу этой работы разделила и ее бронзовая пара, попавшая в руки к безымянному владельцу?