Николай Георгиевич Карахан (1900-1970) - советский живописец, график. Член Ассоциации Художников Революционной России, Народный художник Узбекской ССР (1960).
Николай Карахан родился 5 ноября 1900 года в крестьянской семье в селе Нахичеваник в Нагорном Карабахе, однако прожил там недолго. В семилетнем возрасте будущий художник вместе с семьей переехал в Ташкент, где и начал свое образование. Окончив гимназию, в 1917 году Карахан за свои успехи в рисовании был отобран для обучения в студии русского живописца, пейзажиста и стипендиата Императорской академии художеств Ивана Казакова. В 1919 году под влиянием учителя он продолжил свое образование в только что открытой Туркестанской краевой художественной школе, где его преподавателями, помимо Казакова, были Алексей Юсупов и Сергей Юдин.
В 1920 году Карахан был призван в Красную армию, где прослужил до 1924 года. Во время службы он продолжил свои занятия живописью, став художником агитационной пропаганды.
После демобилизации художник вернулся в Ташкент, где занялся преподавательской деятельностью: с 1925 по 1934 год в качестве учителя рисования в Туркменском Педагогическом техникуме, а с 1934 по 1941 год как преподаватель живописи в Ташкентском художественном училище.
В 1920-е годы формируется и индивидуальная изобразительная манера художника. Познакомившись во время учебы с идеями модернизма, он на какое-то время попал под влияние сезаннизма и постимпрессионизма, а также живописи Роберта Фалька и Александра Волкова. Последний сыграл одну из главных ролей в становлении творческой манеры художника. Попав в 1931 году в так называемую «бригаду Волкова», он, как и остальные участники этого объединения (Урал Тансыкбаев, Алексей Подковыров, Павел Щеголев и Бахрам Хамдами), увлекся созданием искусства на стыке восточной и европейской изобразительной манеры, создавая яркие, образные и обладающие налетом «фресковости» плоскостные композиции, тяготеющие к монументальности.
Впоследствии это увлечение переродились в своеобразную манеру письма художника, отличающуюся декоративностью на грани с графичностью, своеобразным лаконизмом композиции, красочной палитрой и неповторимым ощущением легкости проникнутого солнечным светом пространства, характерным для его многочисленных пейзажных работ.