Часы работы: понедельник-пятница с 11:00 до 20:00 суббота с 11:00 до 17:00
Местоположение: Фрунзенская набережная, д. 48 г. Москва
Карахан Николай Георгиевич (1900-1970) «Горы и хлопок». СССР, 1967 год. Холст, масло. Размер: 99х199 см.
Артикул: 19-2-2. Цена: 1 260 000 рублей
Имеется экспертное заключение Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР).
Справа внизу кистью жидким светло-сиреневым пигментом: «Н. Карахан», подпись поновлена по оригинальной графике голубовато-изумрудным кроющим пигментом.
На обороте холста черным пигментом кистью: «Николай Карахан 67 г. / панно «Горы и хлопок» / (х. м. 100х200 см.)», ниже фломастером: «КГ с-хз «Ильича», коричневым пигментом кисть: «ГЗ – 23638».
Характер использованных материалов и признаки их старения не противоречат создания работы в указанное в надписи время – 1967.
Пейзажный мотив, его изобразительная разработка и особенности композиционного решения, трактовки колорита согласуется с творчеством художника Н.Г. Карахана 1950-60-х годов (например, «Золотая осень», 1957 г. – ГМИ Узбекистана; «На холмах», 1967 г.).
Специфика передачи освещения и насыщенного воздухом пространства пейзажной среды находят соответствие оригинальному языку Николая Карахана.
Своеобразие приемов разработки красочной поверхности, выразительное подчеркивание фактурных особенностей пейзажных планов полностью отвечают творческим задачам индивидуальной живописной манеры художника. Для его живописного языка характерна динамичная моделировка форм разжиженными красочными пастами с использованием на некоторых участках изображения просвечивающего цвета грунта, «этюдная» свобода и обобщенность проработки деталей пейзажных элементов, кладка рельефных мазков в светах при общей сглаженности красочного изображения, особая «графика» наложения штрихующих мазков и широких протирок кистью, работа жидкими полупрозрачными цветовыми пятнами в сближенных тональных отношениях, деликатная проработка отдельных участков живописи мастихином. В работе нужно отметить характерную матовость и индивидуальную «легкость» фактуры красочного слоя.
Совокупность приемов техники письма и принципиальные моменты изобразительного строя произведения свидетельствует о несомненной оригинальности художественного почерка автора.
Произведение Н.Г. Карахана имеет несомненное музейное и антикварное значение.
КАРАХАН Николай Георгиевич (5 ноября 1900, село Нихичеваник, Нагорный Карабах — 1970, Ташкент)
Автопортрет Николая Карахана
Николай Георгиевич Карахан — советский живописец, график.
Член Ассоциации Художников Революционной России, Народный художник Узбекской
ССР.
Николай Карахан родился 30 мая 1900 года в крестьянской семье села
Нахичеваник в Нагорном Карабахе. В 1907 году семья переехала в Ташкент, где он
окончил гимназию. В 1917 году Карахан был отобран на обучение в ателье И.С.
Казакова. В 1918 году — поступил в только что открытую Туркестанскую краевую
художественную школу [1] в Ташкенте, в котором учился у А.В. Исупова и С.П.
Юдина [2].
С 1920 по 1924 годы Николай Карахан служил в Красной Армии художником
агитационной пропаганды. Он создавал фрески, настенные плакаты и украшения
зданий в армии и в сельских поселениях, а также орнаменты для театра Красной
Армии. В эти же годы Н.Г. Карахан начинает путешествие по земле своего региона
в поисках ежедневного сближения с природой родного края.
С 1926 года Н.Г Карахан становится членом Ташкентского филиала Ассоциации
Художников Революционной России. Участник выставок с 1928 года. С 1925 по 1934
год Николай Карахан преподает рисование в Туркменском Педагогическом техникуме,
а с 1934 по 1941 год ведет курс живописи в Ташкентском художественном училище
[3].
В начале 1930 года Н.Г. Карахан вступает в Союз художников Узбекистана и
входит в его организационный комитет. Принимает активное участие в деятельности
Союза. Художник стоял у истоков подготовки и организации первых художественных
выставок в Республике. В 1930-х годах в его творчестве все больше появляются
образы человека труда — работа на хлопковых полях, на строительных площадках, у
заводских станков. В длинном ряду социальных тем преобладают сцены
политического возвышения, окрашенные теплыми тонами эмоциональной симпатии.
В 1939 году Николай Карахан принимает участие в оформлении фресками
павильона СССР на Всемирной выставке в Нью-Йорке, «Мир завтрашнего дня»,
которую посетило около 44 миллионов человек.
В годы Второй Мировой Войны, вместе с членами Союза художников Узбекистана,
Карахан играет важную роль в патриотической агитации на улицах Ташкента. Он
принимает участие в организации промышленных и сельскохозяйственных выставок. В
эти годы он создает целую серию работ на тему «Узбекистан в годы Великой
Отечественной Войны».
С 1941 года Карахан окончательно оставил преподавание, чтобы отдать себя
целиком живописи. Он принимал участие во всех республиканских и многих
выставках союзного значения [4]. Престиж и известность художника росли.
С 1950-х годов Николай Карахан был назначен на пост председателя
художественного фонда Узбекистана и вошел в Совет художественного фонда СССР.
В июне 1960 года Н.Г. Карахану было присвоено высокое звание Народный
художник УзССР.
Художник умер в Ташкенте в 18 июня 1970 года во время работы над его
последней картиной «Дорога домой».
В мае 2017 года в Государственном Пушкинском музее были представлены работы
художника на выставке «Шедевры Нукуского музея» [5].
Работы находятся в Музее Востока, Государственной Третьяковской галерее, Художественном музее им. И.В. Савицкого, в региональных музейных собраниях и в частных коллекциях в России и за рубежом.
Источники:
1. Хасанова Н. С. Некоторые страницы истории классического
художественного образования в Узбекистане, Вестник МГУКИ 2016 г., 4 (72)
2. В. Бобровников, Мария Филатова, Плакат Советского Востока.
1918—1940 гг.
3. Турутина С.М. Ковтун Е.Ф. Григорьева М.Н., Авангард, остановленный
на бегу, Ленинград: Аврора, 1989 г.
4. Выставки советского изобразительного искусства, том 4, Сов. Художник, 1976 г.
5. В ГМИИ им. Пушкина привезли уникальную коллекцию картин из
собрания Нукусского музея в Узбекистане. Новости. Первый канал